Тут есть очень важный нюанс. Оставляя (снова!) в стороне моральный аспект и даже отчасти конституционный долг гражданина, в данном конкретном случае юрист, строящий свое благосостояние на борьбе с государством, в частности, с ТЦК как его ветвью, которая де-факто ненаказуема, отчетливо понимает, что бороться можно только на равных, т.е. уйти из-под мер воздействия, как законных, так и не очень. А то получается спор с тов. Сталиным: ему цитатку, а он в ответ ссылку.
Поэтому вкупе с банальным страхом за свою шкурку он не нашел другого выхода, кроме как спетлять с территории, где его могут легко достать. При этом сам процесс пересечения границы был оформлен максимально защищенно с точки зрения закона, т.е. не задонатил на приобретение в аренду метра гос. границы, а на все были бумажки и на каждое "тьфу" плевательница, как завещал МихалМихалыч. Это все про окна возможностей.
Один харьковский хирург (от бога, замечу) имеет сына-инвалида, которому требуется дорогостоящее лечение. На гражданке он мог его обеспечить. Но когда вопрос встал очень уж ребром, он оформил документы и повез сына в Германию, лечиться по программе для украинских беженцев, как опекун. Параллельно запустив процесс трудоустройства, т.к. звали его туда уже давно, но он был умеренным патриотом: работать в Украине - да, идти в армию после 50 - нет. Как-то так. Выиграла Украина или проиграла, лишившись прекрасного специалиста, уникального в своем деле, отдавая предпочтение клоунам из заштатного цирка перед хирургом из первой десятки таковых в стране - решать не мне.