На текущий момент пандемии COVID-19 очень важно исследовать силу и продолжительность иммунного ответа на вирус SARS-CoV-2. Понимание этих параметров критично для эпидемиологических прогнозов и оценки действия вакцины. Появляется все больше данных о том, что Т-клеточный ответ на вирус играет не меньшую роль, чем образование специфических антител. Французские вирусологи и иммунологи из Страсбургского и Руанского университетов изучили формирование иммунного ответа на SARS-CoV-2 в семьях пациентов с COVID-19, их статья опубликована на сайте препринтов medRxiv.
В исследовании участвовали семь семей; в каждой был по крайней мере один человек (в одной семье трое) с положительным ПЦР-тестом на SARS-CoV-2 и симптомами COVID-19 средней тяжести, которые продолжались от 2 до 15 дней (медианная длительность 7 дней). У них и восьми членов их семей взяли анализ крови в период от 47 до 69 дней от начала симптомов. Контрольную группу составили десять здоровых доноров, которые не контактировали с заболевшими людьми.
Все члены семей в обиходе мыли руки, и все, за исключением одной семьи, исключили объятия и поцелуи. В двух семьях пациенты и другие члены семьи питались отдельно и (или) использовали дома маски, правда, соблюдали эти правила недолго: одна семья — день, другая три дня после появления симптомов. ПЦР-тест на SARS-CoV-2, проведенный в четырех семьях, был позитивным для всех пациентов и негативных для всех контактных членов семей. Из восьми контактных членов семей у шести появились симптомы заболевания, у двух симптомов не было.
Тестирование на антитела к белкам вируса S и N в период от 47 до 69 дней от начала симптомов показало у всех пациентов наличие антител IgG; ни у одного из контактных лиц IgG не были обнаружены.
Для обнаружения Т-клеточного ответа клетки из образцов крови стимулировали различными вирусными белками, а затем проводили анализ ELISPOT на интерферон гамма — его продуцируют Т-лимфоциты в ответ на антиген. У всех пациентов был получен Т-клеточный ответ на четыре структурных белка вируса (S1, S2, N и M), кроме того, у шести пациентов — по меньшей мере на один вспомогательный белок. Время взятия крови показывает, что специфический Т-клеточный ответ сохраняется у переболевших COVID-19 средней тяжести до 69 дней от начала симптомов.
У шести из восьми контактных лиц тоже был Т-клеточный ответ хотя бы на один антигенный вирусный белок; из них у двух — на пять вирусных белков, у одного — на два белка, у трех – на три. Иначе говоря, по набору антигенов клеточный иммунитет у членов семей был не таким, как у первичных пациентов. Но по количеству специфических Т-клеток, вырабатывающих интерферон гамма, различия не было. Те и другие радикально отличались от здоровых добровольцев контрольной группы. Эти данные позволяют утверждать, что контактные члены семьи выработали специфический Т-клеточный иммунитет к SARS-CoV-2.