...
Теперь мы подошли к ситуации, когда в логике, в которой мы развивались, модели практически исчерпана. Потому что рентносодержащая часть этой модели все время уменьшается. Хотя появилось сельское хозяйство как некое пространство для игры, в которое можно перевести часть своих ресурсов, чтобы зарабатывать и дальше в условиях, когда металлургия и машиностроение сжимается… Какой запас прочности остался у такой рентносодержащей экономики?
Думаю, что он настолько минимальный, что даже сложно себе предположить.
Что сейчас определяет устойчивость и сбалансированность этой модели – если смотреть с точки зрения внешних факторов?
Украина стала явно сырьевой страной. После того, как «умерло» машиностроение, а оно реально умерло. ¾ нашего машиностроительного экспорта реализовывалось на территории России. Еще порядка 10% — на территории СНГ. После резкого ухудшения взаимоотношений с РФ было глупо не ожидать, что они прекратят наши экспортные потоки, особенно этой высокотехнологичной продукции.
Это было несложно сделать. Какие-то узлы, детали, которые были в промежуточном варианте, они продолжали покупать, параллельно запуская свои собственные производства. Конечную продукцию, которую мы раннее продавали, они согласны покупать где угодно, но только не у нас. Мотив абсолютно четкий — нанести как можно более значительный удар. Только по машиностроению в ценах 2013 года он находился на уровне около 7 млрд. долларов.
Например, глупо было представлять, что мы сможем и дальше продавать наши вагоны Российской Железной Дороге после всего того, что происходит в наших взаимоотношениях. По факту по нашему машиностроению был нанесен непоправимый ущерб. Но сказать, что он объективно не появился быв будущем – я тоже не могу. Он бы все равно произошел, но позже – ну кто будет покупать машиностроительный…
Задумайся: если у тебя такая классная машиностроительная продукция, почему ты ее продаешь только в Россию? Почему ты не стараешься продать ее в Латинской Америке, на других рынках? Ты должен был сам задуматься над возможными рисками и пытаться диверсифицировать свои рынки сбыта. Чтобы быть конкурентоспособной твоя продукция должна соответствовать, как минимум, двум основным требованиями: она должна быть качественной и иметь конкурентную цену. А у тебя – глобально — была относительно конкурентной только цена. Если бы качество твоей продукции было на высоте, ты бы продавал ее и на других рынках, а так ты был сконцентрирован только на одном.
Украинский олигарх не считал нужным инвестировать и иметь реальное стратегическое видение. Он не играл в длинную. Он все время играл в короткую. Он не знал, как долго продлится этот «банкет». РФ в любой момент могла отказаться от украинского машиностроительного экспорта.
Что и произошло. Русские уже или сами запустили производство, или модернизируют…
Точно! А теперь возникают более сложные проблемы, на которые у меня нет ответа – это больше из твоей области (социальные). Украина, конечно, не россия (страна-террорист), где есть моногорода, зависящие от одного предприятия. Но сколько крупных городов в Украине зависят от крупных машиностроительных предприятий, которые, ты думаешь, что сейчас просто тормозятся – сейчас ты думаешь, что это из-за плохих взаимоотношений с РФ, а в реальности в таком виде, в котором они сейчас есть, может оказаться, что они просто никому не нужны.
...