Да, чуть не забыл. По поводу-де "христианской церкви" в Суждали 999 года, якобы прочтенной Зализняком между строк Новгородской псалтыри. Чтобы не погружаться в ее дебри и в то, как далеко нынешняя наука может вгрызаться в гранит самых очевидных артефактов, нередко ломая об них зубы - почитайте на досуге, что пишет о том вгрызании болгарский историк, коему довелось быть на презентации Зализняка по той теме
Станчев К. По поводу Новгородской Псалтыри на воске
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
- если кому лень это читать - скажу очень коротко. Против текста самой псалтыри, писаного на трех досках, покрытых воском (российским ученым почему-то показалось, что это - "первая русская книга") - у сторонних ученых по сути нет особых возражений. Вполне достойный памятник ранней славянской письменности - правда, писаный где-то на юге
Что касается "дополнительных текстов" - то вердикт у них, причем хорошо аргументированный: очень большая фантазия русских исследователей. И об этом они говорили в кулуарах той презентации.
Как сказал Станчев по тем доп. "текстам" - это не реконструкция, а просто
конструкция. Невозможно ни под каким соусом разобрать содержание довольно длинных фраз, если на искомых фрагментах оригинала написаны царапаньем по воску до 30 разных текстов один на другом. Из куском букв можно слепить все, что угодно - благо на любом том фрагменте можно отыскать практически весь тогдашний алфавит
Тем не менее, "сконструированная" Зализняком фраза про храм в Суждали в 999 году уже торжественно пошла в агитпроповский обиход и обыгрывается там во-всю. Вопрос и от меня. Что там за новоявленный армянский святой, коему-де строятся ранние церквы? Вы его найдете хоть где-нибудь в историческом контексте - с посвящением ему храмов?
Впрочем, не будем хихикать. Даже видные российские ученые допускают сейчас ммм... большие фантазии. Чего не сделаешь ради того, чтобы раздуть российскую государственность аж до небес - и перенести центр мироздания 10 века прямиком в затрушенное Залесье
Что касается-де ранних залешанских городов. Товарищи дорогие - Макаров вовсе не тулит их в 9 век. Он всего лишь говорит, что на месте нескольких из них что-то по археологии есть. Скажем - Ярославль, как известно, был поставлен Ярославом Мудрым, когда его киевский папа, великий князь, дал своему чаду ту затрушенную заимку в управление. Поставил он град под своим именем где-то на кромке нашей эры - по памяти - около 1000 года.
Но там уже что-то хороше - было. Как пишет русский источник - город Ярослав поставил на месте
...финно-угорского поселения Медвежий Угол, давшего начало городу, неподалёку от него в IX—X веках существовали другие крупные центры, о богатой материальной культуре которых дают представление Тимерёвский археологический комплекс и Михайловские курганы.
- опять эти финноугоры. Они в ранней российской истории почти столь же вездесущи, как путин- в нынешних российских теленовостях
А что Суздаль? Или, по-старому, Суждаль?
Вот сводка по его ранней археологии
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
В ней в основном - об артефактах 11-17 века на его территории. И ремарка -
Под 1096 г. Суздаль выступает уже как «город»
При этом пишется
о наличии на территории города целого, ряда поселений XI—XII вв., расположенных на возвышенностях вокруг более старого поселения (лит. О). Именно эта группа славянских поселений, которая, возможно, будет расширена дальнейшими исследованиями, и носила летописное имя «Суждаля».
Есть и довольно известный летописный факт -
Восстание смердов 1024 г., обрушившееся на голову «старой чади», феодализирующихся верхов погостских общин, возглавлялось языческими жрецами — волхвами
- уважаемые граждане агитпроповцы! Русь в 1024 уже не была языческой. И никак не могла заселить далекий-предалекий Суждаль язычниками. Там в 1024 был явно какой-то другой этнокультурный замес. С языческими волхвами
А. Д. Варганов
Из ранней истории Суздаля (IX—XIII вв.)
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
См. мои примечания выше
Нужно ведь найти работу по земледелию, где бы утверждалось, что лягушками на болоте могут прокормиться over 1000 чел. на кв.км. А такой нет. Пичалька
- пичалька в том, что агитпроповцы так и не удосужились прояснить для себя, что подсека - пока стояли леса - давала раз в 10-15 более высокий урожай, чем пашня на тех же землях, когда леса исчезали.
В целом по "исконной России" автор основательной работы по земледелию в ранней России пишет:
В качестве основного итога мы можем указать на то, что в изучаемый нами период – с конца XIII до конца XV в. – в Северо-Восточной и Северо-Западной Руси идет процесс развития паровой системы земледелия, а вместе с тем и процесс вытеснения огневого подсечного земледелия. Успехи на этом пути были общими важными показателями в развитии народного хозяйства. Мы можем говорить о широком распространении полевого (парового) пашенного земледелия в Северо-Восточной Руси к 1370–1380-м годам; но приходится считать, что практика разработки подсек в дополнение к полевой пашне в это время была обычной для земледельцев лесной полосы. Со второй четверти XV в. наблюдается широкое распространение паровой трехпольной системы земледелия и господство его в большинстве земель-княжеств Северо-Восточной и Северо-Западной Руси. Ко второй половине XV в. успехи в земледелии – повсеместное распространение и господство паровой трехпольной системы – означали высокий подъем сельского хозяйства.
________________________________________
Кочин Г.Е.
Развитие земледелия на Руси с конца XIII по конец XV в.
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
- проще говоря - в 11-12 веке - когда Залесье было под русью - до вытеснения подсеки пахотой там было еще очень далеко - и лишь в Ополье пахота, очевидно, доминировала
И еще раз о подсеке. Читаем:
Как уже говорилось, в XVIII (даже в 18-м! - VP) веке помимо полевого земледелия было широко распространено в российском Нечерноземье земледелие, связанное с эпизодическим использованием лесных росчистей, то есть глубоко архаичная агрикультура, сохранившаяся с незапамятных времен
///живучесть архаичных приемов земледелия была связана не с воображаемой культурной отсталостью крестьян, а с острой жизненной необходимостью. Суть ее заключается в том, что земли регулярного трехпольного севооборота не обеспечивали крестьянство этой гигантской части страны минимально необходимой аграрной продукцией. И это было связано, как будет показано дальше, с катастрофической нехваткой удобрений для полевых земель.
Именно поэтому в России земледелие на лесных росчистях, "палах", сохранялось и было важной составной частью зернового и овощевого производства.
... Рубка и выжигание "посредственно крупного или 50 лет стоявшего леса" давали пашню, на которой "в хорошие годы рожь в 20, а овес по два лета в 10, 12 и 15 крат" приносили урожай по сравнению с посеянным.
Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса.
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
Например, там есть река Лыбедь. Это конечно же чисто финский гидроним.
- небольшие речки не носят той этнообразующей характериситики, как средние и большие. Дело в том, что пришлые народцы могут их ррраз - и на всей длине переименовать - в то время, как более длинные так не получится. Оттого те и носят названия веками, а то и тысячелетиями
Лыбедь - ее переименовали киевские погонялы, ставя в Залесье опорные пункты для сбора дани. И Почайну там тоже назвали, памятуя о Киеве. Насколько оно оказалось далеким для позднейших русских - видно по тому, как ее потом они переименовали. Почайна стала у них Пучай-рекой.