В субботу 10 июня (1654 г.), мы подъехали к берегу великой реки Нистроса (Днестра), которая составляет …. начало границы земли казаков….
Накануне этого дня, по принятому обычаю, наш владыка патриарх известил письмом о своем пребывании. …. На встречу ему вышли тысячи народа, в несметном множестве … То были жители города, по имени ****ов. Это очень большой город, построенный на берегу упомянутой реки; он имеет крепость и деревянный форт с пушками. …
Начиная с этого города и по всей земле русских, то есть казаков, мы заметили возбудившую наше удивление прекрасную черту: все они, за исключением немногих, даже большинство их жен и дочерей, умеют читать и знают порядок церковных служб и церковные напевы; кроме того, священники обучают сирот и не оставляют их шататься по улицам невеждами.
Как мы приметили, в этой стране, то есть у казаков, есть бесчисленное множество вдов и сирот, ибо со времени появления гетмана Хмеля и до настоящей поры не прекращались страшные войны.
… Число грамотных особенно увеличилось со времени появления [9] Хмеля (дай Богему долго жить!), который освободил эти страны и избавил эти миллионы бесчисленных православных от ига врагов веры, проклятых ляхов.
Нам предстояло поехать от этого ****ова, границы государства казаков, до Бутиблия (Путивля), начало пределов московских, около 80 больших казацких миль.
….Мы … к вечеру прибыли в другой город, по имени Дмитроашково (Дмитрашевка). Мы спустились по склону в большую долину, где встретила нас немалая толпа людей из города, которые помогли нашим экипажам подняться на гору, на коей расположен город. Тысячи тысяч его жителей … вышли нам навстречу…
Когда мы поднялись в гору и, войдя в ворота городской стены, пошли по улицам города, то увидали многие тысячи мужчин, женщин и детей в таком несчетном количестве, что пришли в изумление от их множества …
Умы наши поражались изумлением при виде огромного множества детей всех возрастов, которые сыпались, как песок.