Управление скоростью вращения вентилятора (3-pin) с помощью ШИМ

Статус: Offline
Реєстрація: 05.10.2004
Повідом.: 8189
Управление скоростью вращения вентилятора (3-pin) с помощью ШИМ

После смены мат. платы в ПК столкнулся со следующей проблемой.
Любимый кулер
Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі
имеет вентилятор с 3-пин разьемом, а на матери
Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі
разьем для вентилятора предусмотрен 4-пиновый (с ШИМ управлением), т.е. 3-пин вентилятор при подключении к матери всегда крутится на максимуме (2000 об/мин), что не есть комфортно

Для корректной работы схемы управления кулера матерью была собрана схема:

Номиналы:
R1 - 860 Ом
R2 - 220 Ом
VT1 - IRF540N
VT2 - TIP145

Схемка работает, но обороты регулируются только в пределах 1450-2000 об/мин, т.е. минимальное напряжение на кулере получается около 10,10В.

Задача - снизить минимальные обороты хотя бы до комфортных 900 об/мин, сохраняя максимум в 2000 об/мин.

Сразу скажу, что в электронике/электротехнике не слишком силен, поэтому прошу сильно не пинать
 
Для начала - добавить резистор (прибл. 1/3 от R2) между базой и эмиттером VT2, чтобы транзистор мог нормально закрываться. Номинал R2 маловат, IMHO.
 


Это кулер на материнке или вентиляция цеха?
Как вы себе представляете заряд разряд такой здоровой емкости затвора 30 амперного полевика через 1к ?
Без дросселя и рекуперационного дида вы ШИМ в ток двигателя не превратите.
 

Это кулер на материнке или вентиляция цеха?
"Я его слепила из того что было, а потом что было то и запустила..."
Честно говоря, эти процессы я себе представляю довольно слабо, иначе не спрашивал бы Вашего совета...
А это как?

пробовал добавлять сопротивление от 100 до 1000 Ом
при малом R транзистор закрывается нафиг, при больших сопротивлениях выходное напряжение уменьшается всего на 75-150 мВ
Номинал R2 маловат, IMHO.
тоже пробовал увеличивать до 860 Ом. Результат довольно слабый
 

Ну, дроссель не обязателен - обмотка двигателя работает вместо него, а вот рекуперационный диод обязателен...
 
Чтоб не заморачиваться с истинной рекуперацией (повышает КПД), просто зашунтируй обмотку двигателя - включи параллельно обмотке быстрый диод типа FR101(102,103), FR201 (202, 203) анодом на землю, катодом к коллектору транзистора.
 
Какая, нафик, рекуперация, если в кулере стоит бесколлекторный двигатель с ключами и датчиком Холла?!
 

Ыгыыы +500нахиниибёт!!

ТС! Транзистор открывается, начиная с потенциального барьера диода база-эмиттер. У тебя эмиттер+12, а база - +5 разница в 6 вольт. Как сам думаешь - транзистор закрываться вообще будет??

И нах он тебе в линейном режиме нужен?? Преобраователь уровня собран некорректно.


Тут корректно.
Можно точно так же и с полевиком на входе, как в стартпосте. Можно P-канальный полевик на выходе, что лучше.
 
Можно точно так же и с полевиком на входе, как в стартпосте
я так понимаю VT1 - IRF540N можно оставить на месте ... а в качестве VT2 TIP145 оставить можно?



прокомментируйте, пожалуйста, функции диода, индуктивности, конденсатора и источника
 
Lufter это не источник - сюда цепляется любимый кулер

А диод, индуктивность (дроссель) и конденсатор преобразует ШИМ в изменяющееся постоянное напряжение.
 

Ты хочешь им крутить центрабежную промышленную вытяжку?? Накуя тебе там такие транзисторы???


Пофиг. Кулер нормально работать будет. В добавок - не будет шуметь, к примеру, в звуковую карту по цепям питания (хотя это тема для "провода и их влияние на звук).

P.S. Хотя я бы оставил один кондёр - кулеру его с головой. Диод и дроссель и сам бы выкинул
 
то, что ТС нужно, это чопперный преобразователь ил step-down converter или buck converter - вот примерную схему и гуглите
 

Это схема стандартного преобразователя с понижением напряжения
---------------------------------------------------------------------
Когда транзистор BC328 открывается, ток от источника течёт через дроссель L и нагрузку. ЭДС самоиндукции дросселя приложена обратно напряжению источника тока. В результате напряжение на нагрузке равно разности напряжения источника питания и ЭДС самоиндукции дросселя и ток в нагрузке повышается. При закрытом транзисторе BC328 ток продолжает протекать через дроссель в том же направлении через диод D и нагрузку. ЭДС самоиндукции приложена к нагрузке R через диод D, ток постепенно уменьшается.
Без диода и дросселя работать тоже будет, только нужно ставить конденсатор, выдерживающий на порядок больше пульсации преобразованного напряжения. Обычные будут греться.
 
Как я понимаю, нужно преобразовать 5-вольтовый ШИМ в напряжение 7...12 вольт. Предлагаю решение в аналоговом виде:
 

Вкладення

  • MoToP.jpg
    51.3 КБ · Перегляди: 3471
И как бы оно работало? Ключ бы открывался и заряжал конденсатор почити до максимального напряжения.
 

Ёптить тарахтить... А в нагрузке у него мотора нету??? Или у тебя есть вечные конденсаторы, которые раз зарядил и он не разряжается в нагрузку?? Задари один!!!!!!!!!!!11


На куй ты транзюки в линейный режим загнал? Шоб лучше грелись?
Не парь мозг. му нужен преобразователь уровня для ШИМ - 5В ШИМ превратить в 12В ШИМ.