Тема хорошая. Инициирована нашей попыткой проанализировать данные критерии и понятия.
Излагаю свой взгляд:
Например определенный человек заявляет что он - атеист. Как это проверить?
В самом широком смысле атеизм — простое отсутствие веры в существование любого из богов. Атеисты скептически относятся ко всем сверхъестественным существам, явлениям и силам, указывая на отсутствие эмпирических свидетельств их существования.
Но в раннем, древнегреческом значении атеист обозначало – «разорвавший отношения с богами», а тек-же тот «кто отрицал местных богов, хотя при этом мог верить в других богов».
Тоесть, если принять за основу древнее определение, то человек вполне легко может доказать что он является атеистом.
Но мы будем ориентироваться на современное.
Поскольку атеизм это мировозренческая позиция, то для опровержения утверджения человека о том, что он атеист, надо лишь показать наличие в нем религиозности.
Религиозность.
Религиозность – это приверженость религии.
Религиозность формирует мировозрение, которое проявляет себя в совокупности религиозных свойств сознания, поведения, отношений. Общим признаком, критерием религиозного сознания является вера.
Она включает знание и принятие в качестве истинны, определенных идей, понятий, представлений, догматов, повествований и т. п. и уверенность в объективном их существовании.
Религиозный мотив может быть побудителем и религиозного и нерелигиозного поведения. В обоих случаях он является важным показателем религиозного сознания.
Например "атеист" отстаивает свои убеждения эмоционально, вовлеченно и используя не конкретные факты, а предположения, выдавая их за факты. Это является показателем религиозного сознания.
Поэтому религиозность человека фиксируется с помощью критериев; в качестве критериев выступают признаки сознания, поведения, включенности в религиозные отношения.
Религиозное поведение — это совокупность взаимосвязанных действий индивида или группы – ритуалы.
Религиозное поведение включает человека в систему определенных отношений с людьми как внутри религиозной группы, так и вне ее. В ходе культовой деятельности складываются определенные отношения: служитель культа - рядовой участник, проповедник - слушатель; устанавливаются связи – исполняющий их. Любая социльная структура имеет в себе подобные ролевые позиционирования. Невозможно быть в какой-то сруктуре не участвуя в данных ролевых взаимоотношениях. А это есть - религиозное поведение.
Религия.
Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой. Религия не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам. Религия формирует особый тип отношения человека к миру и самому себе.
Религиозная система формирует мировоззрение, которое опирается на веру.
Религия возникает при определённом уровне развития сознания в силу невозможности рационально объяснить наблюдаемые природные явления. Сюда же отноятся все варианты "бестолковой бесконечности". Разум не приемлет бесконечность. Разум, связанный с бесконечностью - это уже идея о Боге.
Корнем религии является реальное практическое бессилие человека, сперва перед природными, затем перед социальными явлениями, проявляющееся в его повседневной жизни, выражающееся в том, что он не может самостоятельно обеспечить успеха своей деятельности.
Именно это и приводит к формированию Мифов.
Современное мифологическое мышление выходит за границы архаики.
«Миф представляет собой … некое сообщение … мифом может стать все…… Определяющим для мифа является не предмет его сообщения, а способ, которым оно высказывается…».
Барт, называет миф – метаязыком. Метаязык накладывает дополнительные смыслы на исходное сообщение, искажающее и, как минимум, меняющее его.
Миф — событийное высказывание об осмыслении внешнего и внутреннего мира, более эмоциональное, чем рациональное. (Поэтому любое эмоциональное общение – религиозно по сути. Разум вне эмоций, поэтому и говорят – холодный рассудок).
Миф есть предмет полнейшего доверия — веры; а потому для того, кто в него верит, — это правда. Образность и эмоциональность мифа является его важнейшейшими чертами.
Наличие мифа в утверждениях «атеиста» – говорит о его религиозности.
Подача информации с приданием ей качеств мифа – говорит о его религиозности. Отстаивание своей позиции с эмоциональной окраской – говорит о его религиозности.
Также одним из основных и древних признаком религии является - ритуальное захоронение. Существует даный признак в современном обществе? Обязательно! Принимают в нем участие "атеисты"? Это есть признак религиозного поведения!
Значение слова религия по Цицерону - вновь собирать, снова обсуждать.
Тоесть религия не структурирует мировозрение человека, а переструктирирует его.
Это называется - мировозренческая функция религии. Она создает человеку определенные установки ценностей и программы поведения, ролевое позиционирование.
Мировозрение и смыслы.
Мировозрение человека наполенно "смыслами". Религия переструктурирует мировозрение. Закладывает догмы, убирает имеющиеся смыслы и вводит свои смыслы.
Мировозрение – это определенный субстациональный продукт. Мировозрение подпитываеся и напоняется смыслами. Пустота мировозрения порождает ощущение бессмыслености жизни, событий.
Зависимость от религии - это, прежде всего зависимость из-за нехватки смыслов.
Например, создатель логотерапии, Франкл, считал, что в человеке можно увидеть не только стремление к удовольствию или волю к власти, но и стремление к смыслу.
Согласно логотерапии, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни.
Логотерапия — это один из видов экзистенциальной психотерапии, основанный на анализе смыслов существования.
Патологические последствия.
Стремление к смыслу — фундаментальная мотивационная сила в людях.
Когда фрустрировано стремление к смыслу, возникает апатия, скука. Состояние человека, когда у него фрустировано стремление к смыслу, называется экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальный вакуум может вести к ноогенному неврозу - возрастает заболеваемость депрессиями, наркомания, включая алкоголизм, а также агрессия.
Важной причиной агрессии является отсутствие смысла жизни. Алкоголики и другие наркоманы — это люди, не имеющие жизненного смысла или его утратившие, то есть они испытывают экзистенциальный вакуум, внутреннюю пустоту, бессмысленность существования.
По сути, причиной алкоголизма, наркомании, агрессивного поведения является именно религиозное влияние.
Если у человека называющего себя "атеистом" четко присутствуют данные проявления - говорить о его нерелигиозности не приходится.