Ты не понял, я не считаю это форматированием (мне в голову приходит только аналогия с компьютерным форматированием
Так ты в этом полностью прав в этой аналогии. Потому что все что создает человек - он откуда-то берет основу. А основа - уже заложена в Мировозрении. Это и есть миф.
... не базовым мифом, а фильтром-надстройкой....
Хорошо. Может это тебе поможет:
Космогонические мифы и космологические представления
занимают особое место среди других форм мифопоэтического мировоззрения, поскольку описывают пространственно-временные параметры вселенной, т.е. условия, в которых протекает существование человека
и помещается все, что может стать объектом мифотворчества.
Космологические представления и Космогонические мифы в значительной степени
предопределили структуру и форму других мифов, трактующих вопросы происхождения, причинности и т.п.
Космогонические мифы это начальный сюжет мифологий. Тоесть не надстройка, а базис.
Часто это миф, реже отражение реальности
Ты только что сказал одно и то-же. Но любое отражение - всегда символизирует искажение. Тоже элемент Мифа.
Последнее искажение с чем столкнулся Будда какое было? Его отражение.
Еще насчет отражения, сравнения архаичного с современным и позннавательнгой функции.
"Миф для древнего человека – своеобразная точка отсчета, система базовых ориентиров, поэтому уместно утверждение, что
первобытный человек живет мифом, а не просто знает о нем[Леви-Стросс К., 2001, с. 206]"
"Современные мифы, в отличие от архаических, трудно организовать в единую систему. Они не служат ни разрешению, ни изживанию противоречий, а только подвергают их «…«заклинанию» и оправданию,
однако их множественность, бессистемность и бессюжетность делают невозможным их собственно художественное воплощение» [Зенкин С., 2000, с.16]"
"Современный миф ничего не отрицает и ничего не объясняет, он лишь констатирует. Создается иллюзия ясности и естественности, но эта ясность иллюзорна, современный миф не идет дальше непосредственной видимости. В отличие от архаического мифа, он высказывается не в больших повествовательных формах, а лишь в виде набора фраз и стереотипов." [Зенкин С., 2000, с.16]..
"Источник архаического мифа – вся жизнь древнего человека,
источник современного мифа – анонимные и при этом повсеместно распространенные представления, которые внушаются с детства, и рефлексия по поводу которых затруднена"
" В отличие от этого,
современный миф - это отражение уже отраженного в культуре, своего рода преграда между сознанием и реальностью, преграда, которая этим сознанием не узнается и не рефлексируется, по крайней мере, на обыденном уровне."
"Психологический механизм функционирования мифа в сознании современного человека идентичен тому, который существовал в первобытном сознании. Современное мифотворчество основано на коллективных представлениях, которые почти также устойчивы к напору опыта, как и первобытный миф.
Скорее будет отрицаться сам опыт, чем устойчивое коллективное представление, которому он противоречит."
"Можно определенно говорить, что мифологическое мышление по природе своей есть мышление бессознательно-образное. "
"Миф несет в себе совокупность неявных с первого взгляда культурных шифров, которые считываются потребителем мифа. Именно он – наивный потребитель мифа, чувствующий себя комфортно в лабиринте сконструированных, иллюзорных смыслов, и является главным носителем мифа. Завораживающая полнота мифа, эстетическая законченность – вот причина привлекательности мифа, причина, по которой свобода без сожаления и сомнений обменивается на миф. Но полнота, ясность и завершенность мифа иллюзорны, он лишь констатирует, но ничего не объясняет."