С огромным интересом читаю инсайдера системы высшего образования. Крина, а как вы думаете, чтобы нас могло спасти? Просто при всем желании независимое оценивание в вузах ввести очень и очень сложно. Есть экзамен независимый в США (GRE), но он как бы только для тех кто хочет дальше учиться, после получения bachelor's degree.
Если честно, то ничего нас не спасет.
Я не знаю, как обстоят дела с техническими специальностями, но с гуманитарными, особенно с экономическими, всё более чем плохо.
Качество образования паршивое и с этой системой не улучшится.
Нагрузка рассчитывается, исходя из количества часов - 900 часов ставка. Само собой, преподаватели хотят взять больше ставки или идут параллельно читать в другие вузы, чтобы получать хоть какие-то деньги, отдаленно напоминающие приличные. В итоге получаем такую ситуацию - преподаватель бегает, как взмыленная лошадь, с пары на пару, с вуза в вуз, и времени на качественную подготовку к лекциям и практикам просто не остается, т.к. не у всех есть желание сидеть буквально по ночам, потому что другого свободного времени просто нет. Практически во всех вузах не ценится желание преподавателя развиваться, совсем недавно жаловалась одна преподаватель, т.к. она даже банально не может напечатать статью в сборнике своего вуза, количество мест ограничено, а всяким директорам, которые желают получить (купить по простому) к.э.н. надо печататься, вот их статьи и идут в сборник. Так же нет практики для преподавателей, а чертовски сложно хорошо давать предмет, когда специфику знаешь только по рассказам или статьям. Практиков в свою очередь тоже не приглашают, т.к. они не умеют именно преподавать, понятно объяснить и дают только специфику своего предприятия (из серии - в "Основах ВЭД" он будет вещать исключительно о ВЭД сельхоз. продукции, т.к. этим занимается).
В идеале надо начинать считать нагрузку, как на Западе - мало горловых часов, чтобы у преподавателя было время и готовить лекционный материал, и подкреплять его практикой. Но у нас на такое просто не пойдут, и с точки зрения нового способа начисления зарплаты, и сточки зрения новой головной боли для вузов - искать преподавателям базы практики. Да и сами преподаватели в большинстве не горят желанием напрягаться и к чему-то стремиться.
Да, и еще одна проблема - ставить всем, т.к. бюджетников нельзя отчислять, чтобы не сократились гос. места и не уменьшилось гос. финансирование, контрактников нельзя отчислять, т.к. сократится самофинансирование. А это расхолаживает и студентов (зачем учить и так поставят), и преподавателей (зачем выкладываться с теми, кому не надо, всё-равно заставят поставить).
Ну и кумовство. Образование - это семейный подряд, вне зависимости от способностей. Поэтому сейчас всё чаще становится нормой - лектор в буквальном смысле слова читает книгу, не поднимая глаз, но он чей-то сын/брат/сват, поэтому никогда и не тронут, хоть по слогам он начни читать.
Лично я разочаровалась настолько, что серьезно думаю сменить работу.
ЗЫ. Забыла и милом нюансе. Стоимости кандидатских. Примерно 10 000 у.е. А без ученой степени, вне зависимости от пед.стажа, количества статей и метод. литературы, тебе ничего не светит.