Рассмотрим вопрос: какой реальный урон авиации противника наносили советские партизаны? Возьмем в качестве примера прославленное партизанское соединение под командованием С.А.Ковпака. Свой боевой счет сбитых самолетов оно открыло 30 января 1943 г. Тогда в ходе налета двух бомбардировщиков Ju 88A на партизанский аэродром на льду Князь-озера пулеметчик 4-й роты П.Я. Шведов сбил одну машину, которая взорвалась в воздухе, а ее обломки упали в трех километрах юго-восточнее озера. Уцелевший "Юнкере" наследующий день в одиночку вновь атаковал аэродром и прямым попаданием разбил транспортный "Дуглас", прилетевший с "Большой земли". Его экипаж из пяти человек во главе с командиром капитаном В.А.Тишко временно влился в ряды партизан.
19 февраля 1943 г. соединение в ходе очередного рейда остановилось на кратковременный отдых в селе Великий Стыдин Ровенской области. На тот момент насыщенность автоматическим стрелковым оружием у ковпаковцев была очень высокой, причем в первую очередь - за счет ручных пулеметов. На вооружении, кроме советских, были трофейные немецкие, чешские, венгерские, итальянские, польские и даже бельгийские пулеметы, всего около трехсот, то есть в среднем один пулемет на пятерых бойцов. Вскоре оказалось, что село находится прямо на трассе регулярных полетов немецкой транспортной авиации.
В первый же день стоянки при пролете над селом на небольшой высоте транспортного Ju 52/3m по нему открыли частую, хотя и бессистемную ружейно-пулеметную стрельбу. "Юнкере" все же получил повреждения и сел на вынужденную, подломив шасси, у деревни Холоневичи. Экипажу удалось скрыться, а самолет моментально разграбили местные жители. Выехавшей на санях к месту посадки специальной диверсионной группе осталось только сжечь аварийную машину с серийным номером 0136.
После этого случая в соединении были созданы специальные дежурные группы пулеметчиков, которые сменялись каждые два часа, размечены секторы наблюдения и ведения огня. Благодаря этому уже 21 февраля следующий пролетающий транспортник напоролся на плотный и хорошо организованный зенитный огонь. Самолет сразу загорелся и упал на околице села Костополь. Все находившиеся на его борту погибли. В обломках машины, кроме тел четырех членов экипажа, партизаны обнаружили трупы трех старших немецких офицеров - полковника-артиллериста, и двух майоров - танкиста и кавалериста.
Кроме того, партизанам досталась полетная карта и много ценной документации, в том числе и журнал боевых действий штаба 3-го немецкого танкового корпуса с 29 января по 30 июня 1942 г. По документам удалось выяснить, что новенький Ju 52 постройки января 1943 г. (серийный номер 3371) 19 февраля вылетел из Винницы по маршруту Перекоп-Днепропетровск-Полтава-Запорожье-Винница, имея на борту офицеров штаба 3-го ТК.
Наиболее "урожайным" на самолеты стало для партизан 18 мая 1943 г. Тогда в ходе знаменитого Карпатского рейда ковпаковцы один за другим сбили сначала разведчик "Фокке-Вульф" Fw 189, а затем - истребитель-бомбардировщик "Мессершмитт" Bf 110. Падение "мессера" вызвало большой взрыв и пожар, так как он рухнул прямо на замаскированный в горах нефтетрубопровод. Третья машина, по описанию - "одномоторный моноплан с неубирающимся шасси" (очевидно - Ju 87, - прим. ред.) в тот же день при бомбежке партизанской переправы через Днестр получила сильные повреждения от взрыва собственной бомбы, едва не врезалась в береговой обрыв и, "ковыляя" на бреющем, ушла в направлении аэродрома.