Украина движется в НАТО. С победой Ющенко многолетняя игра Киева
"туда-сюда-обратно" - метание от Брюсселя к Москве - закончилась не в
пользу последней. Этот проигрыш в ближайшей перспективе грозит России
потерей остатков былой военной мощи.
Казалось бы, какая связь: Украина, НАТО и мы? Оказывается, самая
прямая. Со вступлением нашего соседа в альянс мы не только будем вынуждены
лицезреть натовские базы чуть ли не под Москвой, но и потеряем половину
нашего оружия, которое всегда создавалось в кооперации с украинскими
оборонными предприятиями. И это вовсе не фляжки-лопатки, а космические и
стратегические ракеты, электроника, корабли, самолеты.
Украине - будущему члену альянса - вряд ли позволят, как и прежде,
вооружать Россию.
Буш - Ющенко: "Хочешь не хочешь, а НАТО!"
Такая смена приоритетов сразу же скажется на Российской армии, так как
без Украины наша собственная оборонка из всей продукции военного назначения
может выпускать не более 17%.
Болезненный удар будет нанесен авиации. К примеру, основой парка
военно-транспортной авиации России всегда были "аннушки" ("Ан-12", "Ан-22"
"Антей", "Ан-24", "Ан-26", "Ан-124" "Руслан"). Эти самолеты проектировались
в Киеве, в КБ им. Антонова, а строились на российских заводах. После развала
страны право интеллектуальной собственности на них, естественно, осталось на
Украине. Теперь за капремонт и продление сроков эксплуатации "аннушек" Киеву
нужно платить. Денег на это в нашем бюджете вечно не находится, а потому
часть машин не летает. С маневром Украины в НАТО ситуация только ухудшится.
Российская авиация не сможет обойтись и без украинских моторов
запорожского завода "Мотор Сич". Их ставят не только на самолеты, но почти
на все наши вертолеты: "Ми-8МТ", "Ми-24", "Ми-26". В том числе и на новые,
которые мы рекламируем по всему миру: "Ми-28", "Ка-27", "Ка-50" "Черная
акула", "Ка-52" "Аллигатор", "Ка-60" "Касатка".
Однажды рекламой нашего нового гидросамолета "Бе-200" - беспрецедентный
случай - занимался даже сам путин. Когда в Москву прилетал канцлер Германии
Герхард Шредер, президент прямо в аэропорту "Внуково" завел его в стоящий
рядом "Бе-200", рассказывая о достоинствах "ноу-хау". Интересно, упомянул ли
он о том, что двигатели для "Бе-200" делаются на Украине?
На новом учебно-боевом "Як-130", который ждут курсанты летных училищ,
тоже стоит украинский двигатель. Что будет с "Як-130", непонятно. Ведь в
нашем Минобороны существует положение, по которому на вооружение армии
принимается техника, сделанная либо в России, либо в кооперации со
странами - ближайшими союзниками. Как в этом случае рассматривать Украину -
потенциального члена НАТО?
* * *
Все наши зенитные ракетные комплексы ПВО, в том числе знаменитые
"С-300", наполовину сделаны на Украине: КрАЗы, на которых они базируются, -
в Кременчуге, радиолокационные вышки - в Новокраматорске, 70% всей
электроники - на львовском заводе. Этот же завод делает современную
электронную начинку и для будущего российского комплекса "С-400". Его
собираются поставить на боевое дежурство в следующем году. Разработчики
говорят, что "если Украине как члену НАТО не дадут делать аппаратуру для
"вражеской" "С-400", то наша ПВО будет в ауте".
Кроме того, у России могут обозначиться и проблемы в космосе. В прошлом
году, например, было выполнено 7 пусков ракет-носителей украинского
производства, из них 4 - в интересах Космических войск РФ.
И все же самыми большими неприятностями разрыв связей с украинской
оборонкой грозит нашей ядерной составляющей - РВСН. Из всех 20 типов ракет,
стоявших на вооружении России, 12 спроектировано в Днепропетровске, в КБ
"Южное", и сделано там же, на заводе "Южмаш".
Гнездо "Сатаны"
"Новый мировой порядок при гегемонии США создается... против России, за
счет России и на обломках России".
Збигнев Бжезинский (бывший советник по национальной безопасности США).
Перед новогодними праздниками из под Оренбурга стартовала
межконтинентальная баллистическая ракета "РС-20В" "Воевода" (по
классификации НАТО "Satan"). Сегодня только эти наши ядерные ракеты
представляют реальную угрозу для создаваемой в США системы ПРО.
...За полтора месяца до этого министр обороны, докладывая в Кремле
президенту о ее предстоящем пуске, назвал "РС-20В" так, как принято у
американцев: "Сатана". На что путин попросил министра употреблять нашу
терминологию. Пускай, сказал он, "кому это не нравится, так говорят".
Кремлевский урок "родной речи" тогда запомнился многим, как, впрочем, и
сроки пуска, обещанные министром, - середина ноября. Но осень закончилась,
наступила зима, а "Воевода-Сатана" все не взлетала. Почему?
Причина оказалась банальной. Как рассказали представители оборонки,
просто на российско-украинской таможне задержали машину, которая везла из
Днепропетровска оборудование для измерения траектории полета "Сатаны". Без
этого РВСН не могли провести испытания, чтобы подтвердить: ракеты "РС-20В" в
хорошем состоянии и могут еще пару лет "подежурить".
Оборудование для "Сатаны", как, впрочем, и саму ракету, выпускали в
Днепропетровске. Во времена Союза и производство, и склады тяжелых ракет
находились на Украине, а потому после 1991 г. все ей и достались. россия (страна-террорист)
получила лишь небольшой кусок пирога - комплексы, оставшиеся в наших в
шахтах на боевом дежурстве.
Богатое ядерное наследство Украины постоянно становилось предметом
торга политиков. Рассказывают, что в начале 90-х в Киев приехал некто из
американской администрации и предложил правительственным чиновникам:
"Сколько вам нужно, чтобы в Днепропетровске закрыть производство "Сатаны"?"
О цене, похоже, договорились, так как уже через месяц бывший генсек НАТО
Хавьер Солана хлопал в ладоши, когда на его глазах автогеном резали стенд по
сборке "Сатаны". Во время демонтажа кто-то из американской делегации подошел
к группе рабочих и спросил: "Не жалко? Ведь уже ничего не вернуть?" Один
работяга хитро прищурился и ответил: "Ну почему же, надо будет, месяц
поработаем и восстановим".
Об этом же рабочие завода говорили и путину, когда тот приезжал в
Днепропетровск: "Обязательно восстановим. Нужен только российский заказ на
"Сатану". Ничего внятного гость им ответить не смог...
Видимо, российское руководство долго считало, что обойдется теми
ракетами, что остались в России. А там, глядишь, конструкторы сделают
новые - свои собственные. Но потом выяснилось, что "собственное" быстро
сделать не удается, а "украинское" стареет не по дням, а по часам - пришлось
идти на поклон. Ходят слухи, что путин и Кучма не зря так часто встречались
в пошлом году. Якобы Украина все-таки продала со своих складов России 10
ракет "РС-20В" "Сатана". Может быть, именно после этого президент заявил,
что у нас есть новое супероружие?
Вот только сроки его службы каждые два года должны продлять украинские
разработчики (из 600 ракет, стоящих на вооружении наших РВСН, лишь 40 -
исключительно российского производства). Если будущему члену НАТО не
разрешат продлять сроки эксплуатации "вражеского оружия", то россия (страна-террорист) будет
вынуждена его постепенно уничтожать. Если делать это такими же темпами, как
до сих пор, уже через пять лет вместо 150 имеющихся на вооружении ракет
"Сатана", у нас не останется ни одной.
И тогда уже никакие "чисто российские "Тополя" не помогут. У нас их 40
штук, для американской ПРО - это семечки. Тем более, легкий "Тополь" с
единственной боеголовкой сильно уступает десятиголовой "Сатане". Даже сами
ракетчики иронично называют "Тополя" "карандашами". Они говорят, что в
России не сумели сделать систему управления для разделяющихся боеголовок,
которую когда-то в Харькове создали для "Сатаны". Отчасти поэтому пришлось
ограничиться более простыми и дешевыми "карандашами".
* * *
Другое наше супероружие, которого без Украины мы лишаемся
окончательно, - боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК). Последний,
в Костроме, запланировано ликвидировать в сентябре 2005 года.
БЖРК делали в Павлограде. Эти комплексы с ракетами "Скальпель"
маскировали под обычные грузовые составы, которые за сутки преодолевали до
1000 км. На вооружение БЖРК поставили в 1991-1994 гг., они могли бы служить
до 2018 г. Но проблема в том, что очень уж они не нравились американцам. Те
замучились следить за ними. Со спутников их невозможно отличить от обычного
товарняка. И США поначалу добились от российских властей, чтобы БЖРК не
передвигались по стране, что позволило им держать над Россией не 16-18
спутников-шпионов, а всего 3-4. Потом уговорили уничтожить комплексы
окончательно.
Эти договоренности оформились как раз в то время, когда Запад
подкармливал нас кредитами из МВФ. Видимо, одним из условий очередного
транша было уничтожение производства БЖРК. Деньги для российских политиков
оказались важнее, и огромный украинский город Павлоград, где делали эти
комплексы, в одночасье превратился в город безработных.
...Вряд ли на последних президентских выборах его жители дружно
голосовали за кандидата, которого так активно продвигала россия (страна-террорист).
За что боролись...
Дружба дружбой, а апельсины у каждого свои!
Сразу после выборов на Украине многие политики заговорили, что Кремль
проиграл битву за Киев, сдал Украину... Так ли? Давайте говорить честно:
россия (страна-террорист) сдавала Украину давно. Постоянно и планомерно. Никакого "сражения" за
нее вообще не велось. Особенно хорошо это видно по самой чувствительной для
безопасности обоих государств сфере - оборонке.
Еще в 1992 году Ельцин подписал закрытый указ, запрещающий российским
оборонщикам иметь дело с украинскими. Такого удара россия (страна-террорист) не получала с 1941
года, с тех пор как на оккупированной Украине под немцем осталась половина
военных заводов страны. "Опора на собственные силы" заставила Россию с нуля
создавать многие производства военной продукции, что оказалось непосильно
для ее бюджета. А украинские предприятия оборонки тем временем задыхались
без своего постоянного российского покупателя.
Зато госчиновники и заказчики Минобороны, от которых зависело, какое
****** закупить, а какое зарубить, быстро рассмотрели в новых веяниях
собственную выгоду. Договариваться со "своими" оказалось проще: никакой
двусторонней отчетности, взаимных проверок, межправительственного
контроля... А потому украинских смежников, теперь конкурентов, требовалось
"устранять". Примером такого "нового сотрудничества" служит нашумевшая
история с российско-украинским военно-транспортным самолетом "Ан-70".
* * *
Этот принципиально новый транспортник начали создавать еще в 70-х.
Самолет "Ан-70", который мог быстро перебросить войска и технику прямо в
зону боевых действий и сесть, как вертолет, прямо на грунт там, где нет
никаких аэродромов, в конце концов сделали. Но к тому времени Союз
развалился. КБ Антонова осталось на Украине, а заводы-изготовители - в
России. Но совместная работа над машиной продолжалась, и к 2001 году
закончилась основная часть испытаний.
Все было хорошо до тех пор, пока кому-то из высокопоставленных чинов
Минобороны не понадобилось пролоббировать свой, "чисто российский" проект.
"Высокое мнение" об "Ан-70" поменялось так быстро, что кое-кто из генералов
не успел сориентироваться и продолжал хвалить самолет, когда уже поступила
команда его ругать. За что чуть не поплатился звездами.
В склоку втянули даже обоих президентов - России и Украины. "Позиция
специалистов по самолету "Ан-70" остается неизменной, - заявлял Владимир
путин, - мы заинтересованы в этом проекте. Но пока не очень удачны попытки
продвинуть его на международном рынке. Но мы найдем эти рынки". Генералы
стали искать. По-своему.
...Год назад в Москве проходила встреча военных атташе с главкомом ВВС
Владимиром Михайловым. Представитель одной из западноевропейских стран
поинтересовался, как идут работы над "Ан-70". И главком словно забыл, что
перед ним полный зал военных атташе (читай: шпионов) и потенциальных
покупателей авиатехники. Он разразился гневным спичем. Хаял "Ан-70" так, что
чешский атташе аж подпрыгнул: его правительство уже объявило, что берет
несколько "семидесяток" в счет погашения российского долга.
После того как закончилась встреча, я подошла к атташе, который
интересовался "Ан-70". Мы разговорились. Конечно же, его любопытство
оказалось неслучайным. В середине 90-х Европа начала создавать такой же
самолет и объявила тендер. В нем участвовал российско-украинский "Ан-70" и
победил. Но тогда в России был дефолт, спад производства, и европейцы решили
отказаться от "Ан-70", объединиться и делать собственную машину "А400М", как
две капли воды похожую на нашу.
- Мы не такие богатые, как вы в России, - иронично заметил мой
собеседник, - и не можем в одиночку строить самолеты, поэтому их делают
несколько стран. Хотя вы, наверное, знаете, что наш "А400М" пока не взлетел?
А ваш "Ан-70" летает, и потому он нас очень интересует.
Еще бы! Я спросила собеседника: "А если честно, вы верите в то, что
только что здесь говорил главком?" Высокий красавец в натовской форме хитро
улыбнулся, поинтересовался, отключен ли диктофон, и покачал головой: "Нет.
Думаю, здесь какие-то финансовые интересы".
"Шпион" не поверил словам главкома, а вот министр обороны поверил.
Общаясь с журналистами, он каждый раз их усердно убеждал: "Европа давно от
самолета отвернулась: Когда говорят, что "Ан-70" летает, - это неправда".
Вот это да! А ведь те же журналисты не раз видели его в полете: и на
полигоне в Ахтубинске, во время выброски десанта, и на авиасалонах в Европе,
Киеве, Москве: "Как же так?" - недоумевали они и теребили военных. Но те,
как по команде, повторяли слова министра: "Программа "Ан-70" абсолютно
бесперспективна, ведет в тупик..."
Даже Кучма такого не выдержал: "В этих словах нет ни одной частички,
касающейся техники или экономики. Это - грязная политика, и Украине она
нравиться не может. Я намерен лично обратиться к президенту путину с
призывом вмешаться в ситуацию вокруг совместного производства "Ан-70".
путин вмешался. В очередной раз поддержал проект. Может, что-то
изменилось? Ничуть. Прошлой зимой главком ВВС не пустил "Ан-70" в Сибирь на
испытания в режиме сверхнизких температур, заявив, что "самолет небезопасен".
Но, несмотря на все старания российской стороны, "небезопасную" машину
хотят купить Индия, Китай, Арабские Эмираты... А вот "чисто российский
самолет", из-за которого гробили "семидесятку", не купят, так как этот
проект не состоялся. Недавно, правда, в ВВС опять засуетились, заговорили о
продолжении совместной работы по "Ан-70". Но похоже, уже поздно...
В Киеве для украинских ВВС строятся два самолета. Интересно, кому они
достанутся, когда Украина вступит в НАТО?
* * *
"туда-сюда-обратно" - метание от Брюсселя к Москве - закончилась не в
пользу последней. Этот проигрыш в ближайшей перспективе грозит России
потерей остатков былой военной мощи.
Казалось бы, какая связь: Украина, НАТО и мы? Оказывается, самая
прямая. Со вступлением нашего соседа в альянс мы не только будем вынуждены
лицезреть натовские базы чуть ли не под Москвой, но и потеряем половину
нашего оружия, которое всегда создавалось в кооперации с украинскими
оборонными предприятиями. И это вовсе не фляжки-лопатки, а космические и
стратегические ракеты, электроника, корабли, самолеты.
Украине - будущему члену альянса - вряд ли позволят, как и прежде,
вооружать Россию.
Буш - Ющенко: "Хочешь не хочешь, а НАТО!"
Такая смена приоритетов сразу же скажется на Российской армии, так как
без Украины наша собственная оборонка из всей продукции военного назначения
может выпускать не более 17%.
Болезненный удар будет нанесен авиации. К примеру, основой парка
военно-транспортной авиации России всегда были "аннушки" ("Ан-12", "Ан-22"
"Антей", "Ан-24", "Ан-26", "Ан-124" "Руслан"). Эти самолеты проектировались
в Киеве, в КБ им. Антонова, а строились на российских заводах. После развала
страны право интеллектуальной собственности на них, естественно, осталось на
Украине. Теперь за капремонт и продление сроков эксплуатации "аннушек" Киеву
нужно платить. Денег на это в нашем бюджете вечно не находится, а потому
часть машин не летает. С маневром Украины в НАТО ситуация только ухудшится.
Российская авиация не сможет обойтись и без украинских моторов
запорожского завода "Мотор Сич". Их ставят не только на самолеты, но почти
на все наши вертолеты: "Ми-8МТ", "Ми-24", "Ми-26". В том числе и на новые,
которые мы рекламируем по всему миру: "Ми-28", "Ка-27", "Ка-50" "Черная
акула", "Ка-52" "Аллигатор", "Ка-60" "Касатка".
Однажды рекламой нашего нового гидросамолета "Бе-200" - беспрецедентный
случай - занимался даже сам путин. Когда в Москву прилетал канцлер Германии
Герхард Шредер, президент прямо в аэропорту "Внуково" завел его в стоящий
рядом "Бе-200", рассказывая о достоинствах "ноу-хау". Интересно, упомянул ли
он о том, что двигатели для "Бе-200" делаются на Украине?
На новом учебно-боевом "Як-130", который ждут курсанты летных училищ,
тоже стоит украинский двигатель. Что будет с "Як-130", непонятно. Ведь в
нашем Минобороны существует положение, по которому на вооружение армии
принимается техника, сделанная либо в России, либо в кооперации со
странами - ближайшими союзниками. Как в этом случае рассматривать Украину -
потенциального члена НАТО?
* * *
Все наши зенитные ракетные комплексы ПВО, в том числе знаменитые
"С-300", наполовину сделаны на Украине: КрАЗы, на которых они базируются, -
в Кременчуге, радиолокационные вышки - в Новокраматорске, 70% всей
электроники - на львовском заводе. Этот же завод делает современную
электронную начинку и для будущего российского комплекса "С-400". Его
собираются поставить на боевое дежурство в следующем году. Разработчики
говорят, что "если Украине как члену НАТО не дадут делать аппаратуру для
"вражеской" "С-400", то наша ПВО будет в ауте".
Кроме того, у России могут обозначиться и проблемы в космосе. В прошлом
году, например, было выполнено 7 пусков ракет-носителей украинского
производства, из них 4 - в интересах Космических войск РФ.
И все же самыми большими неприятностями разрыв связей с украинской
оборонкой грозит нашей ядерной составляющей - РВСН. Из всех 20 типов ракет,
стоявших на вооружении России, 12 спроектировано в Днепропетровске, в КБ
"Южное", и сделано там же, на заводе "Южмаш".
Гнездо "Сатаны"
"Новый мировой порядок при гегемонии США создается... против России, за
счет России и на обломках России".
Збигнев Бжезинский (бывший советник по национальной безопасности США).
Перед новогодними праздниками из под Оренбурга стартовала
межконтинентальная баллистическая ракета "РС-20В" "Воевода" (по
классификации НАТО "Satan"). Сегодня только эти наши ядерные ракеты
представляют реальную угрозу для создаваемой в США системы ПРО.
...За полтора месяца до этого министр обороны, докладывая в Кремле
президенту о ее предстоящем пуске, назвал "РС-20В" так, как принято у
американцев: "Сатана". На что путин попросил министра употреблять нашу
терминологию. Пускай, сказал он, "кому это не нравится, так говорят".
Кремлевский урок "родной речи" тогда запомнился многим, как, впрочем, и
сроки пуска, обещанные министром, - середина ноября. Но осень закончилась,
наступила зима, а "Воевода-Сатана" все не взлетала. Почему?
Причина оказалась банальной. Как рассказали представители оборонки,
просто на российско-украинской таможне задержали машину, которая везла из
Днепропетровска оборудование для измерения траектории полета "Сатаны". Без
этого РВСН не могли провести испытания, чтобы подтвердить: ракеты "РС-20В" в
хорошем состоянии и могут еще пару лет "подежурить".
Оборудование для "Сатаны", как, впрочем, и саму ракету, выпускали в
Днепропетровске. Во времена Союза и производство, и склады тяжелых ракет
находились на Украине, а потому после 1991 г. все ей и достались. россия (страна-террорист)
получила лишь небольшой кусок пирога - комплексы, оставшиеся в наших в
шахтах на боевом дежурстве.
Богатое ядерное наследство Украины постоянно становилось предметом
торга политиков. Рассказывают, что в начале 90-х в Киев приехал некто из
американской администрации и предложил правительственным чиновникам:
"Сколько вам нужно, чтобы в Днепропетровске закрыть производство "Сатаны"?"
О цене, похоже, договорились, так как уже через месяц бывший генсек НАТО
Хавьер Солана хлопал в ладоши, когда на его глазах автогеном резали стенд по
сборке "Сатаны". Во время демонтажа кто-то из американской делегации подошел
к группе рабочих и спросил: "Не жалко? Ведь уже ничего не вернуть?" Один
работяга хитро прищурился и ответил: "Ну почему же, надо будет, месяц
поработаем и восстановим".
Об этом же рабочие завода говорили и путину, когда тот приезжал в
Днепропетровск: "Обязательно восстановим. Нужен только российский заказ на
"Сатану". Ничего внятного гость им ответить не смог...
Видимо, российское руководство долго считало, что обойдется теми
ракетами, что остались в России. А там, глядишь, конструкторы сделают
новые - свои собственные. Но потом выяснилось, что "собственное" быстро
сделать не удается, а "украинское" стареет не по дням, а по часам - пришлось
идти на поклон. Ходят слухи, что путин и Кучма не зря так часто встречались
в пошлом году. Якобы Украина все-таки продала со своих складов России 10
ракет "РС-20В" "Сатана". Может быть, именно после этого президент заявил,
что у нас есть новое супероружие?
Вот только сроки его службы каждые два года должны продлять украинские
разработчики (из 600 ракет, стоящих на вооружении наших РВСН, лишь 40 -
исключительно российского производства). Если будущему члену НАТО не
разрешат продлять сроки эксплуатации "вражеского оружия", то россия (страна-террорист) будет
вынуждена его постепенно уничтожать. Если делать это такими же темпами, как
до сих пор, уже через пять лет вместо 150 имеющихся на вооружении ракет
"Сатана", у нас не останется ни одной.
И тогда уже никакие "чисто российские "Тополя" не помогут. У нас их 40
штук, для американской ПРО - это семечки. Тем более, легкий "Тополь" с
единственной боеголовкой сильно уступает десятиголовой "Сатане". Даже сами
ракетчики иронично называют "Тополя" "карандашами". Они говорят, что в
России не сумели сделать систему управления для разделяющихся боеголовок,
которую когда-то в Харькове создали для "Сатаны". Отчасти поэтому пришлось
ограничиться более простыми и дешевыми "карандашами".
* * *
Другое наше супероружие, которого без Украины мы лишаемся
окончательно, - боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК). Последний,
в Костроме, запланировано ликвидировать в сентябре 2005 года.
БЖРК делали в Павлограде. Эти комплексы с ракетами "Скальпель"
маскировали под обычные грузовые составы, которые за сутки преодолевали до
1000 км. На вооружение БЖРК поставили в 1991-1994 гг., они могли бы служить
до 2018 г. Но проблема в том, что очень уж они не нравились американцам. Те
замучились следить за ними. Со спутников их невозможно отличить от обычного
товарняка. И США поначалу добились от российских властей, чтобы БЖРК не
передвигались по стране, что позволило им держать над Россией не 16-18
спутников-шпионов, а всего 3-4. Потом уговорили уничтожить комплексы
окончательно.
Эти договоренности оформились как раз в то время, когда Запад
подкармливал нас кредитами из МВФ. Видимо, одним из условий очередного
транша было уничтожение производства БЖРК. Деньги для российских политиков
оказались важнее, и огромный украинский город Павлоград, где делали эти
комплексы, в одночасье превратился в город безработных.
...Вряд ли на последних президентских выборах его жители дружно
голосовали за кандидата, которого так активно продвигала россия (страна-террорист).
За что боролись...
Дружба дружбой, а апельсины у каждого свои!
Сразу после выборов на Украине многие политики заговорили, что Кремль
проиграл битву за Киев, сдал Украину... Так ли? Давайте говорить честно:
россия (страна-террорист) сдавала Украину давно. Постоянно и планомерно. Никакого "сражения" за
нее вообще не велось. Особенно хорошо это видно по самой чувствительной для
безопасности обоих государств сфере - оборонке.
Еще в 1992 году Ельцин подписал закрытый указ, запрещающий российским
оборонщикам иметь дело с украинскими. Такого удара россия (страна-террорист) не получала с 1941
года, с тех пор как на оккупированной Украине под немцем осталась половина
военных заводов страны. "Опора на собственные силы" заставила Россию с нуля
создавать многие производства военной продукции, что оказалось непосильно
для ее бюджета. А украинские предприятия оборонки тем временем задыхались
без своего постоянного российского покупателя.
Зато госчиновники и заказчики Минобороны, от которых зависело, какое
****** закупить, а какое зарубить, быстро рассмотрели в новых веяниях
собственную выгоду. Договариваться со "своими" оказалось проще: никакой
двусторонней отчетности, взаимных проверок, межправительственного
контроля... А потому украинских смежников, теперь конкурентов, требовалось
"устранять". Примером такого "нового сотрудничества" служит нашумевшая
история с российско-украинским военно-транспортным самолетом "Ан-70".
* * *
Этот принципиально новый транспортник начали создавать еще в 70-х.
Самолет "Ан-70", который мог быстро перебросить войска и технику прямо в
зону боевых действий и сесть, как вертолет, прямо на грунт там, где нет
никаких аэродромов, в конце концов сделали. Но к тому времени Союз
развалился. КБ Антонова осталось на Украине, а заводы-изготовители - в
России. Но совместная работа над машиной продолжалась, и к 2001 году
закончилась основная часть испытаний.
Все было хорошо до тех пор, пока кому-то из высокопоставленных чинов
Минобороны не понадобилось пролоббировать свой, "чисто российский" проект.
"Высокое мнение" об "Ан-70" поменялось так быстро, что кое-кто из генералов
не успел сориентироваться и продолжал хвалить самолет, когда уже поступила
команда его ругать. За что чуть не поплатился звездами.
В склоку втянули даже обоих президентов - России и Украины. "Позиция
специалистов по самолету "Ан-70" остается неизменной, - заявлял Владимир
путин, - мы заинтересованы в этом проекте. Но пока не очень удачны попытки
продвинуть его на международном рынке. Но мы найдем эти рынки". Генералы
стали искать. По-своему.
...Год назад в Москве проходила встреча военных атташе с главкомом ВВС
Владимиром Михайловым. Представитель одной из западноевропейских стран
поинтересовался, как идут работы над "Ан-70". И главком словно забыл, что
перед ним полный зал военных атташе (читай: шпионов) и потенциальных
покупателей авиатехники. Он разразился гневным спичем. Хаял "Ан-70" так, что
чешский атташе аж подпрыгнул: его правительство уже объявило, что берет
несколько "семидесяток" в счет погашения российского долга.
После того как закончилась встреча, я подошла к атташе, который
интересовался "Ан-70". Мы разговорились. Конечно же, его любопытство
оказалось неслучайным. В середине 90-х Европа начала создавать такой же
самолет и объявила тендер. В нем участвовал российско-украинский "Ан-70" и
победил. Но тогда в России был дефолт, спад производства, и европейцы решили
отказаться от "Ан-70", объединиться и делать собственную машину "А400М", как
две капли воды похожую на нашу.
- Мы не такие богатые, как вы в России, - иронично заметил мой
собеседник, - и не можем в одиночку строить самолеты, поэтому их делают
несколько стран. Хотя вы, наверное, знаете, что наш "А400М" пока не взлетел?
А ваш "Ан-70" летает, и потому он нас очень интересует.
Еще бы! Я спросила собеседника: "А если честно, вы верите в то, что
только что здесь говорил главком?" Высокий красавец в натовской форме хитро
улыбнулся, поинтересовался, отключен ли диктофон, и покачал головой: "Нет.
Думаю, здесь какие-то финансовые интересы".
"Шпион" не поверил словам главкома, а вот министр обороны поверил.
Общаясь с журналистами, он каждый раз их усердно убеждал: "Европа давно от
самолета отвернулась: Когда говорят, что "Ан-70" летает, - это неправда".
Вот это да! А ведь те же журналисты не раз видели его в полете: и на
полигоне в Ахтубинске, во время выброски десанта, и на авиасалонах в Европе,
Киеве, Москве: "Как же так?" - недоумевали они и теребили военных. Но те,
как по команде, повторяли слова министра: "Программа "Ан-70" абсолютно
бесперспективна, ведет в тупик..."
Даже Кучма такого не выдержал: "В этих словах нет ни одной частички,
касающейся техники или экономики. Это - грязная политика, и Украине она
нравиться не может. Я намерен лично обратиться к президенту путину с
призывом вмешаться в ситуацию вокруг совместного производства "Ан-70".
путин вмешался. В очередной раз поддержал проект. Может, что-то
изменилось? Ничуть. Прошлой зимой главком ВВС не пустил "Ан-70" в Сибирь на
испытания в режиме сверхнизких температур, заявив, что "самолет небезопасен".
Но, несмотря на все старания российской стороны, "небезопасную" машину
хотят купить Индия, Китай, Арабские Эмираты... А вот "чисто российский
самолет", из-за которого гробили "семидесятку", не купят, так как этот
проект не состоялся. Недавно, правда, в ВВС опять засуетились, заговорили о
продолжении совместной работы по "Ан-70". Но похоже, уже поздно...
В Киеве для украинских ВВС строятся два самолета. Интересно, кому они
достанутся, когда Украина вступит в НАТО?
* * *