Как утверждали ливонские дворяне Таубе и Крузе, «Опричники (или избранные) должны во время езды иметь известное и заметное отличие, именно следующее:
собачьи головы на шее у лошади и метлу на кнутовище. Это обозначает, что
они сперва кусают, как собаки, а затем выметают все лишнее из страны»
[6]. Среди учёных нет единой точки зрения, шла ли речь о настоящих собачьих головах, их символических изображениях или просто о метафоре. Обзор литературы и мнений по данному вопросу даёт Чарльз Гальперин (сам он склоняется к буквальному пониманию сообщений о головах)
[7]. Метла же могла символизировать чудесное ******, насмерть поражающее врага
[8]. Тем не менее, наличие собачьей головы упоминают не все современники, а «метла» таковой могла и не являться. Так,
Г. Штаден пишет: «Опричные должны были носить черные
кафтаны и шапки и у
колчана, куда прятались стрелы, что-то вроде кисти или метлы, привязанной к палке. По этому узнавали опричников»
[9].