ОБЪЯВЛЕНИЕ
ХИОДАТ приглашает в свои ряды людей, которые интересуются темой английского танка и ХОТЯТ заниматься поисковой и исследовательской работой.
Открываю новую рубрику. Она будет называться «Библиотека ХИОДАТ». В этой рубрике я буду размещать статьи различных авторов о танках гражданской войны, опубликованные в советской периодической печати.
Так как я недавно рассказывал о П.И. Недомовном, то логично будет начать со статьи про него.
СУДЬБА, КРАСИВАЯ И МУЖЕСТВЕННАЯ
Я выхожу на светлую и тихую улицу поселка ХТЗ с таким спокойным названием улица Мира. Сколько раз я ходил мимо этого 20-го дома, не зная, что в нем живет Петр Иосифович Недомовный, командир автоброневого отряда первого в Красной Армии автобронетанкового объединения – автоброневого дивизиона особого назначения при Совете Народных Комиссаров УССР.
В 15 лет (1910 год) он стал учеником автогаража Людвиг – Яффе. Досконально выучил автомобиль. Водил его настолько виртуозно, что получил водить машину по улицам (в то время такое право человек мог получить только в 21 год). Потом был электромонтером электротехнической конторы Жуковского и Харитонова, шофером автогаража Доннера, возил владельца оптово-мануфактурного магазина Гурского, пока в 1916 году не стал рядовым 3-й зенитной батареи, которая размещалась в Царском Селе. А оттуда на румынский фронт. Хорошо ориентируясь в событиях и разбираясь в людях, он обратил внимание на какие-то загадочные действия подпоручика Яковлева, которые совершенно не соответствовали кругу его офицерских обязанностей. Узнал: Яковлев ведет социал-демократическую пропаганду среди солдат.
В семнадцатом году солдаты избрали подпоручика председателем полкового комитета. Для рядового Недомовного это был пример преданности идеи. К сожалению, он потерял следы Яковлева. После тяжелой контузии Недомовного демобилизовали, и он полгода лечился в Харькове. Вылечился. И уже сам вел большевистскую агитацию. А потом был Октябрь и установление Советской власти в Харькове. Петр Иосифович с первого дня – боец Красной Гвардии.
Годы – вещь неумолимая, а седина не добавляет оптимизма. Петр Иосифович невысокий ростом, худощавый, седой мужчина со спокойным, немного задумчиво-грустным взглядом. В начале разговора он пожаловался на память, но потом безошибочно приводил даты, цифры, фамилии, просто и точно рассказывая про сложные события. Чем больше я всматривался в его умное и мужественное лицо, тем ближе мне становился образ того другого Петра Недомовного, который, позабыв про собственное здоровье (точнее нездоровье), отдал все силы служению революции.
Молодой Советской республике нужно иметь боевые соединения, которые можно было бы использовать как ударную силу на участках борьбы, где нужна особенная помощь. И в феврале 1919 года по инициативе С.В. Косиора, Ф.А. Артема (Сергеева) и В.И. Межлаука в Харькове был создан автоброневой дивизион особого назначения при Совнаркоме УССР. Дивизион состоял из двух автоброневых отрядов под буквами «А» и «Б», танкового отряда (французские танки Рено), мотоциклетно - пулеметного отряда и артиллерийской батареи. Командиром автоброневого отряда «А» стал Петр Иосифович Недомовный, которому тогда было 24 года.
Рассматриваю фото тех лет. Могучие фигуры красноармейцев, волевые лица. Такие могли бестрепетно принять смерть от рук белогвардейцев, как это сделал экипаж броневика имени Артема во главе с Ю. Станкевичем, расстрелянный врагами. Железные люди.
- Учтите – замечает Петр Иосифович, - экипажи дивизиона формировались исключительно из добровольцев.
Дивизион воевал против банд Григорьева, Махно, Шкуро, Петлюры, с армиями Деникина, Врангеля. Бойцы и командиры покрыли себя вечной славой, совершая подвиги во имя народного счастья. Через 45 лет после создания дивизиона начальник танковых войск Герой Советского Союза маршал бронетанковых войск П. Полубояров в своем поздравлении ветеранам бронетанковых войск напишет про невиданный героизм и отвагу личного состава дивизиона и среди фамилий героев, которые отличились особенно, вспомнит Петра Иосифовича Недомовного.
- Приходилось трудно – говорит Петр Иосифович, - так трудно, что иногда удивляешься, как мы все это выдержали. Дисциплина была самая строгая. И была она безупречной. Не хватало патронов, снарядов, одежды, хлеба. Но били врага нещадно.
Он приводит много примеров этой борьбы, когда люди побеждали благодаря своей смелости, находчивости, умению действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами. Ради победы не жалели сил и самой жизни. Рядом с Петром Иосифовичем в боях участвовала его жена с маленьким сыном. Они понимали, что речь идет про будущее их самих и будущих поколений. Только люди самой глубокой идейной убежденности и самоотдачи способны были на такую борьбу. Призывы Ленина, воля партии сцементировали их в силу, которая пересилила силу всех интервентов и белогвардейцев.
Солдаты революции выполнили задание партии. А когда пришло время возрождения народного хозяйства, Петр Недомовный возвращается в Харьков и работает электромонтером на велозаводе. В 30-31 годах оканчивает рабочий университет и с января месяца 1931 года работает заведующим электрохозяйством кузнечного цеха Харьковского тракторного. Он был участником строительства славного гиганта, под его контролем и при его участии монтировалось сложное оборудование. Он снова, как когда-то на фронте все силы отдает работе. Его касается все, он болеет за все. Равнодушным он не был никогда, ибо он – коммунист.
Высшей наградой для него было осознание того, что вся жизнь отдана великому делу борьбы за победу коммунизма. Ему не страшно оглянуться на прошлое, ибо годы прожиты честно. И Харьковский тракторный и Сталинград, Алтай, где он работал во время войны, расскажут нам про это. Он пошел на пенсию, когда ему было 68 лет.
Петр Иосифович своими руками, сердцем и умом, своей волей утверждал на земле закон Октября, заветы Ильича. Он был рядовым партии и остается им, пока бьется сердце.
У него прекрасное сердце и прекрасная судьба. Ибо нет больше радости, чем утверждать в жизни справедливость и добро, чтоб дети не знали беды, чтоб их годы были красивой и мужественной песней.
В. ДЕРЕВЯНКО.
Статья была напечатана в газете «Ленинська змина» 26 ноября 1967 года.
Перевел с украинского языка и подготовил к размещению на форуме vombat 2011 г.
(продолжение следует)
Харьковское исследовательское общество «Друзья английского танка» (ХИОДАТ)
Сегодня еду в Луганск!


Смотреть тамошние Рикардо.
ОБЪЯВЛЕНИЕ
ХИОДАТ приглашает в свои ряды людей, которые интересуются темой английского танка и ХОТЯТ заниматься поисковой и исследовательской работой.
Харьковский танк Рикардо.
Продолжал работу в архиве, получил еще несколько папок. Первая папка, кстати, изготовленная еще до революции с надписью: «Харьковскiй заводъ Русского Паровозостроительнаго и Механическаго Общества», оказалась заполненной телеграммами. В них говорилось о ремонте бронепоездов.
В остальных папках были различные документы: телеграммы и просьбы выделить рабочих, инструмент, материалы; просьбы предоставить прикомандированным квартиру, прошения на выписку заводских пропусков, просьбы поставить такого-то рабочего на все виды довольствия. Жалобы старшего наблюдающего на низкий темп работ и плохое качество. Упоминалось в частности, что рабочие не вышли на работу в воскресенье и из-за этого сорвались сроки сдачи танков.
Очень надеялся я на шестую папку, но в ней оказалось только две маленькие бумажки. Седьмую папку мне вообще не выдали, на этот раз с номером заказа ошиблись работники архива. Тем не менее, три документа которые я нашел были очень интересны.
К лету 1922 года основные боевые действия Красной армии закончились. 10 июня 1922 года Николайчик писал:
«В ЗАВОДОУПРАВЛЕНИЕ ХПЗ
Прошу вашего распоряжения о сокращении программы по броне-ремонту на ХПЗ в отношении следующих заказов:
а) изготовление запасных частей к танкам сократить до 15 комплектов…
в) изготовление инструментов для танков сократить до 15 комплектов…»
А уже к концу 1923 года обсуждался вопрос о сдаче не отремонтированных танков на металлолом.
Документ из ГАХО:
«РСФСР
Управление бронесил
РККА
Наблюдающий Инженер за ремонтом танков на ХПЗ.
Июля 10 дня 1923 г.
Гор. Харьков
УПРАВЛЯЮЩЕМУ ХПЗ
Во исполнении предписания Начброне – Сил РККА и личного распоряжения Начбронечастей УВО, прошу сообщить мне в возможно непродолжительном времени: может ли Х.П. Завод принять негодныя танки и танковые части к использовании их как металл, для нужд завода, в утвердительном случае, прошу также сообщит на каких условиях может завод принять указанное.
Негодных танков и частей их, приблизительно будет около 10 тысяч пудов.
Старший Наблюдающий инженер по ремонту Танков А. Николайчик /подпись/».
Тут интересна цифра 10 тысяч пудов. Один пуд 16 кг. Итого 160 т. металла. Это вес приблизительно пяти полностью исправных танков Мк V.
Казалось бы, что металл нужен любому заводу, но ХПЗ ответил:
«Наблюдающему за ремонтом танков на ХПЗ
В ответ на в/отношение от 10 /VII – 23 г. сообщаем, что лом негодных танков не может быть использован на н/заводе. Рекомендуем обратиться с этим предложением на Луганский завод через правление ЮМТ.
Исполнение 14/ VII».
Делая в ГАХО этот заказ, я надеялся найти заводские отчеты Николайчика о ремонте танков. Например, в таком-то месяце отремонтировано столько-то танков с указанием их номеров. Такие отчеты отправлялись в Москву, но в ГАХО они к сожалению не осталось.
Внимание!
При использовании архивных документов ссылка на ГАХО и ХИОДАТ обязательна.
(продолжение следует)
Харьковское исследовательское общество «Друзья английского танка» (ХИОДАТ)