Сергей Медведев
Москва
"Песни Шнурова воплощают национальные компенсаторные механизмы, которыми русский народ пользуется с неизменным успехом уже лет пятьсот: водка, мат, мордобой, богохульство. Фольклорность Шнура состоит в развязывании и эстетизации этих механизмов, которые веками подменяли на Руси социальное действие, топили народные беды в беспробудном пьянстве, заменяли свободу – анархической волей, бессмысленным и беспощадным бунтом. Где сегодня стоят «расфигачечные», ревут по ночам мотоциклы, беснуются футбольные фанаты и звучат песни Шнура, раньше стоял царев кабак, неусыпно контролируемый государством: набор развлечений для тяглового населения расширился, но социальная технология слива протеста осталась неизменной.
И в этом смысле, как ни парадоксально, Шнуров, со всем своим кажущимся радикализмом, выполняет полезную социально-политическую функцию: стабилизация, конформизм и принятие существующего порядка – и поэтому вы не услышите от него ни политических заявлений, ни какой-либо позиции по Украине и Крыму. Он не вне системы, он, даже если и бессознательно, – часть системы, один из столпов порядка. Именно поэтому ему позволено гораздо больше, чем другим – невозможно представить ни одну российскую группу, который было бы позволено так безнаказанно материться со сцены и в Интернете – но Шнурову все сходит с рук. Для власти он свой, государев скоморох.
При этом сам порядок остается неизменным. Следует признать, что несмотря на ухудшающуюся социально-экономическую ситуацию, в России нет массового запроса на критическую рефлексию, социальную мобильность, структурные перемены. Есть лишь запрос на русские анархические акции протеста: нажраться водки, пойти побить стекла, поорать под окнами, дать в морду и получить по ней же, проснуться в вытрезвителе и вернуться в свое обычное бытие. Песни Шнура – как кричалки и драки футбольных фанатов, как мрачные ночные колонны байкеров в ******ских касках в сопровождении машин ГИБДД (не случайно и те, и другие обласканы властью): это все формы управляемой агрессии, которые стали системной силой в нынешнем политическом раскладе, боевыми отрядами режима.
Песни Шнура – лишь профессионально изготовленные симуляции: симулякры народности, симулякры протеста, симулякры свободы. Пользуясь столь любимой им метафорой спиртного, это не чистая честная водка, а крепкий алкогольный коктейль из банки, что так популярен у гопников «на районе»: немного протеста, немного ****изма, немного стеба, пара подмигиваний для своих – и лошадиная доза мата, пота и грязного звука в качестве главного опьяняющего вещества. Говорят, от этих коктейлей быстрый и мощный приход, тяжелое похмелье и долгое, навязчивое послевкусие."
По мотивам наших недавних дискуссий с Artem Rondarev, Елена Евграфова, Ольга Бешлей
-------
Отлично, я считаю