Телевизор для слепого. Ночной канал Рауля Руиса. Посмертная блуждающая мыльная опера со смещенным центром тяжести
Спасибо за новые имена (Субиелу и Мандико) и их фильмы, особенно "Мальчишек". И "Сад" Джармена как-то пропустил, кино ведь вещь необъятная. Руис не самый улюблэный режиссер (хотя стараюсь вообще уйти от каких-либо оценочных категорий в кино, оно
у каждого свое кино - волшебная мантра, предпочтения могут зависить от чего угодно, от "установки-обстановки" до врожденного психотипа и особенностей ЦНС), но весьма кстати смотрел недавно его посмертный фильм-эксперимент, Руис снял его через 6 лет после своей смерти. Блуждающая мыльная опера со смещенным центром тяжести.
Что наша жизнь - игра, блуждающая мыльная опера (по слепому ТВ) со смещенным центром тяжести,
Добро и зло, одни мечты.
Труд, честность - сказки для бабья,
Кто прав, кто счастлив здесь, друзья,
Сегодня ты, а завтра я!
Так бросьте же борьбу,
Ловите миг удачи!
Пусть неудачник плачет,
Пусть неудачник плачет,
Кляня, кляня свою судьбу!
Что верно? Смерть одна!
Как берег моря суеты
Нам всем прибежище она.
Кто ж ей милей из нас, друзья?
Сегодня ты, а завтра я!
Так бросьте же борьбу,
Ловите миг удачи!
Пусть неудачник плачет,
Пусть неудачник плачет,
Кляня свою судьбу!
- Здесь часто крутят "Кино"... А я не смотрю 3
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
Галута Аларкона сказав(ла):
«Ожидания были колоссальными. Всякий актер хотел попасть в „Блуждающую мыльную оперу“. Режиссеры приходили „учиться“ у Руиса, хотя его метод был самой несистемной вещью, которую вообще можно представить. Мне тогда было 18, и он решил, что я должен сыграть в одной сцене. Он дал мне бумагу с какими-то загадочными репликами. Я их прочел и попросил дать какие-нибудь указания насчет нее и моего персонажа. Он с подозрением на меня посмотрел и сказал: „Ага, тебе нужна ясность“. Затем он быстро убежал и скрылся за углом. Минут десять спустя, когда его уже заждались актеры и съемочная группа, он прибежал обратно, подошел ко мне и, запыхавшись, сказал: „Ладно, я только что вложил все силы в это объяснение. Давайте снимать!“ Таков был Рауль, постоянно ломающий привычную логику в поиске вспышек творческой изобретательности и спонтанности».
Фильм разделён на 7 частей - каждая представляет собой фрагмент из отдельной мыльной оперы, чьи персонажи живут какой-то своей жизнью, тоже смотрят мыльные оперы, обсуждают сколько зарабатывают соседи из других мыльных опер, не делая при этом вид будто они реальные люди, а их авторы решают важные вопросы современности или озабочены судьбами человечества или отдельных людей.
Последний фильм Рауля Руиса. Материалы фильма были отсняты в 1990-м, когда после 20 лет эмиграции Руис смог ненадолго вернуться в Чили, смонтировала фильм его жена Валерия Сармиенто.
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
...Вопреки написанному, был-таки в Локарно один автор, к которому пушкинская максима о законах художника применима даже более, чем к Оссангу, — точнее, был бы, если бы не умер шесть лет назад. Однако то, что в конкурсе фестиваля 2017-го года участвовал новый фильм Рауля Руиса, скончавшегося в 2011-ом, может удивить лишь тех, кто никогда не видел фильмов Рауля Руиса. Созданный им экранный мир, о котором уже написаны десятки томов и будут написаны еще сотни, мир, в котором время расщепляется на боковые русла или, например, служит кормом для фей-цыплят, в котором цвета и звуки блуждают по бесконечным зеркальным лабиринтам, в котором однажды благодаря одной лишь игре света и отражений — без всяких спецэффектов — в часовне при старом замке проступил образ его покойного хозяина, — этот мир, ставший одним из последних триумфов авторского кинематографа в полном, классическом смысле слова, столь огромен и полноценен, что подчинил своим правилам даже собственного автора.
Его «Блуждающая мыльная опера», материалы которой были сняты в начале 90-х, когда после 20 лет эмиграции Руис смог ненадолго вернуться в Чили, возможно, не вполне такова, какой бы ее смонтировал режиссер. Но уже самой чистой красоты замысла (реальность в Чили как фиктивная, телевизионная, образованная взаимным наложением нескольких мыльных опер, встраиваемых друг в друга) с лихвой хватает для того, чтобы забыть о том, насколько изощреннее и изобретательнее — еще изощреннее, еще изобретательнее — был бы этот фильм, закончи его сам автор. Впрочем, насколько можно судить, то, что в нынешнем своём виде «Блуждающая мыльная опера» во многом выбивается из корпуса работ мастера, — следствие вовсе не причудливой судьбы фильма, но специфика его изначального замысла. Он внезапно раскован, местами минималистично-небрежен по изобразительной композиции (более, нежели это могла бы продиктовать одна лишь стилизация под мыльную оперу, — тут, наверно, впору было бы ожидать чего-то вроде линчевских «Кроликов», а Руиса клонит чуть ли не в синема-верите), он построен на длинных планах, без всяких световых ухищрений, но главное — это отчаянно, гомерически смешной фильм. Не как единое целое, разумеется, там всё же правит бал замысел и концепция, — но в каждую отдельно взятую минуту экранного времени фильм Рауля Руиса, без преувеличения, даст фору самым маститым, самым записным комедиографам мирового кино. Тот обаятельный абсурд реприз и реакций, который сквозил в некоторых сценах некоторых руисовских фильмов (вроде первого диалога героя с матерью в «Трех жизнях и одной смерти»), в «Блуждающей мыльной опере» будто вырывается на волю, полностью подчиняя себе текст и игру. После эмиграции Руис довольно быстро стал очень французским режиссером, вводя в свои фильмы пресловутый латиноамериканский «магический реализм» словно уже бы в переводе на язык высоколобых парижских литературных журналов; и только здесь, в «Блуждающей мыльной опере», становится хорошо видно, каким же чилийцем — хитрым, лукавым, усатым, неугомонным — он на самом деле был все эти годы изгнания.
Алексей Гусев