О различиях в способах мышления украинцев и россиян, альтернативной реальности, созданной не только прокремлёвскими, но и либеральными российскими СМИ, и «русском мире» — в материале руководителя Центра мониторинга и ****итики ГО «Детектор медиа» Отара Довженко.
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
Источники из России следует отправлять на карантин независимо от их отношения к путину.
В Украине — «фашизм» и «******ы». Серьёзно. Это я не от Киселёва и не от Соловьёва услышал, это написало российское «Радио Свобода». Потом, правда, и сообщение подтёрли, и текст подправили, но скрины сохранились. В трогательной истории Дмитрия Волчека «о любви, победившей фашизм», в оригинале фигурировали «******ы».
А неделю назад на сайте «Медуза» вышел материал под заголовком «Из-за чего россия и Украина снова поссорились? И кому это было нужно». «Поссорились» — это когда россияне протаранили и обстреляли украинские корабли, вышедшие из Одессы в Бердянск, и захватили моряков в заложники. Неподалёку от оккупированного Россией украинского полуострова Крым. «Снова поссорились».
А в тот день, когда россияне напали на наши корабли, российский телеканал «Дождь» опубликовал новость под заголовком «Украина начала массированный обстрел жилых районов ДНР». Впоследствии уточнил источник: «РИА Новости». Затем этот очевидно намеренно запущенный российскими пропагандистами фейк опровергли даже сами боевики. «Дождь» подправил свои новости, конечно. Ну, распространили очередного распятого мальчика, но потом уточнили, что не так?
Каждый такой казус (или на современном сленге — зашквар) в очередной раз напоминает нам о том, что во фразе «либеральные российские медиа» главным словом является «российские». Поэтому до сих пор многочисленной украинской аудитории этих СМИ не следует воспринимать их в качестве надёжных источников информации.
//////////////////
Инерционное доверие к либеральным российским медиа (что бы ни значило в этой конструкции слово «либеральные», как бы далеко не заходили они в своих компромиссах с властью ради выживания) — это крючок, который держит вдумчивую, адекватную часть украинского общества на привязи у «русского мира». Ситуация осложняется тем, что люди, привыкшие считать «Дождь» и «Медузу» источниками высшего сорта, считают себя достаточно медиаграмотными и способными фильтровать пропаганду.
И когда они читают на «Эхе Москвы» в интервью с очередным либеральным антипутинским мыслителем следующее: «...У меня очень сильные подозрения, которые подкрепили мои друзья, живущие в Киеве, что это Украина спровоцировала Россию. Но россия туда, в общем-то, залезла. Вместо того чтобы вытеснить украинские катера, которые точно никакой угрозы не представляли, вытеснить их из российских территориальных вод, сказать “ариведерчи”, мы фактически пошли на абордаж...», — они думают: «Нет, ну не может же это быть скрытой кремлёвской пропагандой? Это же "Эхо" родное. Вероятно, в этом что-то есть». И вот они на крючке.
Возможно, предлагаемая некоторыми лидерами мнений формула «русский — значит на**й» слишком радикальна для тех, кто всё ещё чувствует связь с российской культурой и ментальным пространством. Но, по крайней мере, российские СМИ, независимо от их провластности и оппозиционности, не стоит использовать как источник информации о том, что происходит за пределами России. Отравление настойкой боярышника в Сыктывкаре — ладно, посмотрим «Медузу». Всё остальное — на карантин. А когда их государство вернёт Крым и заберёт свои войска из Донбасса, посмотрим.