fluke, а у меня вопрос:
вот с Вами все детство занимались дополнительно английским - это как-то применяется сейчас в Вашей жизни, в Вашей выбранной профессии?
СтОил ли результат тех "жертв", когда "хватало только на хлеб и на английский"?
насчет "эмоционального интеллекта" (прикольное, кстати, определение, тоже впервые встречаю
) - считаю, учить этому можно и нужно, но не так, конечно, как буквам, типа, а сейчас, малыш, у нас занятие по эмоциональному развитию
В самых первых - это собственный пример и пример отношений людей в семье ребенка. Как мама с папой выражают свои чувства, как обращаются за помощью, как выражают любовь и недовольство - да, сознательнее к этому подходить после появления в семье ребенка!
Непосредственно при общении с детем мне лично очень помогли еще в беременность прочитанные 2 книги вот эти:
В.Путилина "Как вырастить здорового и счастливого ребенка"
Д.Грэй "Дети с небес"
в них очень много и на примерах особенностей психологического и эмоционального развития детей в разрезе каждого возраста, как реагирует детская психика на тот или иной поступок/слово родителей, взрослых (а многие не обращают внимания, не замечают...), как учить (и учиться самому за одно
) не бояться совершить ошибки, не бояться кому-то не понравиться или неугодить, что когда хочешь чего-то большего - это нормально, что выражать негативные эмоции тоже можно, и как это лучше делать (это из Грэя). Вобщем, 2 эти замечательные книжки не перескажу
. Но они открыли для меня целый мир, и благодаря им я поняла, насколько, например, в моем детстве этим вопросам не уделялось внимания абсолютно (а только "развитие", фигурное катание, чтение, хорошие оценки - наше ффсе
), и насколько потом мне было тяжело уже в подростковом/взрослом возрасте решать с нуля, без помощи родителей, без их понимания этих вопросов - возникающие многочисленные проблемы и в общении, и в самоутверждении, и в выражении собственных чувств...
Как я вижу "обучение" в этой сфере:
мы с дочкой с самого начала нашего общения при обсуждении прочитанной сказки, увиденного на прогулке, придуманного всегда затрагиваем вопросы: а как ты думаешь, что он чувствовал? ему/тебе понравилось? почему? он заплакал, потому что..? а как ты...? тебе обидно потому что...? а если вот так подойти и сказать, как думаешь, может...? ну и миллион подобных вопросов-ответов каждый день, начиная даже не с первых слов, а жестов и полуслов
Сейчас все события в садике, "терки-любови"
обсуждаем каждый вечер с позиции чувств и ощущений как самого ребенка, так и других "учвстников" событий
.
Еще, я сама научилась уже со своей дочей делиться СВОИМИ чувствами, но без манипуляций. Считаю, что у мамы не должна быть "приклеенная" улыбка на лице в общении с ребенком, считаю, что собственным примером надо учить быть честной с самой собой и с другими в разных ситуациях. Но, опять же, учить и объяснять, как не "грузить" окружающих своими проблемами.
Вобщем, в теории сложно, только практика - наше фсе