ПРОГРАММА ТАРАСА СИТЕНКО,
КАНДИДАТА В МЭРЫ ХАРЬКОВА
ВИДЕНИЕ ХАРЬКОВА
Перспектива Харькова – стать современным городом-мегаполисом с европейскими стандартами сервиса и инфраструктуры, с комфортной городской средой, с развитой культурной жизнью и с человеко-ориентированной социальной политикой.
Харьков должен стать городом с репутацией научного и образовательного центра, в котором реализуются конкурентоспособные исследовательские и образовательные концепции.
Инвестиционная привлекательность Харькова станет следствием успешных муниципальных реформ, и в первую очередь реформы управления. Харьков должен стать образцом эффективного, прозрачного, профессионального муниципального управления и подотчетности власти городской общине.
МОИ ПРИОРИТЕТЫ
Открытая городская власть и развитие гражданского общества
Необходимо сделать бюджетный процесс абсолютно прозрачным. Любой горожанин должен иметь возможность доступа к информации о тендерных закупках, о бюджетах коммунальных предприятий, о формировании тарифов.
До половины затрат городского бюджета должна определять городская община. То есть бюджетный процесс должен зависеть не от депутатов городского совета, а исключительно от того, как проголосует территориальная громада.
Для этого необходимо осуществление следующих шагов:
• внедрение открытого портала бюджетных затрат и доходов города с максимальной детализацией до конкретных коммунальных объектов, домов, территорий, рекламных площадей, парковок и др.;
• внедрение принципов партисипативного бюджета — бюджет формируется на основе предложений жителей, и решение принимают громады города, а не чиновники и депутаты;
• внедрение электронных тендерных площадок для открытых и конкурентных закупок за бюджетные средства города;
• создание системы единых унифицированных реестров баз данных города и электронного правительства - единого электронного портала предоставления муниципальных услуг;
• вследствие внедрения электронного правительства – оптимизация и сокращение административного аппарата и затрат на его содержание;
• прямая коммуникация городской общины и власти: разработка стратегии развитии города будет осуществляться совместно с харьковчанами;
• создание мониторинговых групп городской громады при городском совете для контроля за большими инфраструктурными проектами
• создание института общественной экспертизы городских проектов и программ, стратегий и решений, связанных с реформированием отраслей и сфер городской жизни призвано обеспечить включенность городской общины и экспертного сообщества в принятие решений по ключевым вопросам жизнедеятельности и развития города.
Инфраструктура и жилищно-коммунальная сфера современного мегаполиса
Необходимо обеспечить равный доступ к качественной городской инфраструктуре и коммунальным сервисам, как в центре города, так и в отдалённых районах. Реализация стратегии замены коммунальных сетей, срок эксплуатации которых подходит к концу.
Первоочередные шаги:
• разработка и внедрение новых инфраструктурных проектов; строительство новых дорог и развязок; строительство новых комфортных транспортных терминалов; реализация новой транспортной политики;
• создание ОСББ как альтернативы коррумпированным ЖЭКам;
• модернизация коммунальных сетей и утепление фасадов домов;
• повысить качество питьевой воды;
• восстановить и обустроить скверы и парки в микрорайонах и дворах;
• ввести раздельный сбор мусора и установить баки для раздельного сбора мусора;
• прозрачное и справедливое формирование тарифов на коммунальные услуги;
• демонополизация и детенизация рынка коммунальных услуг.
Деловая среда и бизнес
Малый и средний бизнес — это средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. На сегодняшний день в наиболее развитых зарубежных странах предприятия малого и среднего бизнеса составляют примерно 70-90% от общего числа предприятий. Например, в США в этом секторе работает около 53% всего работоспособного населения, в Японии – 71,7%, а в странах Европейского союза на малых предприятиях трудится примерно половина работающего населения.
Основными направлениями городской стратегии развития малого и среднего бизнеса будут:
• создание системы преференций для социально-ответственного бизнеса, для инновационных проектов, направленных на развитие города и создание современных городских сервисов.
• упрощение нормативной базы и административных процедур, внедрить единое разрешение всех проверяющих органов (пожарные, санстанция и т.д.);
• создание открытого информационного портала свободных помещений и земельных участков для ведения бизнеса;
• участие ассоциаций, представляющих интересы малого и среднего бизнеса, в принятии решений в рамках деятельности города;
• поддержка на городском уровне различных форм сотрудничества между предприятиями малого и среднего бизнеса;
• лоббирование на государственном уровне создания в Харькове особой экономической зоны с льготным налогообложением.
• создание Инвестиционного агентства Харькова для осуществления системной работы по привлечению инвестиций для развития города.
Инновации и IT
Современный мир переходит от ресурсной экономики к экономике знаний. Бурно развиваются инновационные бизнесы и IT-индустрия.
Харьков, имеющий уникальную образовательную базу, по своему потенциалу может стать одним из центров мировой IT-индустрии.
Однако городская власть не уделяет данному вопросу никакого внимания, не создает благоприятных условий для ведения бизнеса в IT-сфере. Харьковские специалисты покидают родной город и едут работать не только на Запад, но и в Киев и Львов.
При наличии политической воли и стратегического плана можно трансформировать Харьков в центр IT-индустрии международного масштаба.
В настоящее время украинским правительством разрабатывается амбициозный проект по созданию к 2020 году 100 тыс. новых рабочих мест в IT-сфере. Планируется, что доход от экспорта IT-услуг, преимущественно в США и ЕС, превысит 10 млрд. долл. В расширение и модернизацию образовательной системы планируется инвестировать 1 млрд. долл. Объединение «Самопоміч» будет лоббировать на государственном уровне Харьков в качестве главного города данного проекта.
Кроме того, для создания максимально благоприятных условий для работы и жизни IT-специалистов, необходимо принять ряд решений на местном уровне:
• заказ городской властью интеллектуальных продуктов, таких как открытый бюджет, электронное правительство, «Безопасный город» (геоинформационные системы и системы видеонаблюдений) и других, исключительно у харьковских IT-компаний;
• создание в Харькове зоны благоприятного налогообложения для IT-компаний;
• помощь на городском уровне в привлечении инвестиций международных венчурных и грантовых фондов в стартапы харьковских IT-компаний;
• создание технопарка для IT-индустрии — создание украинской «Силиконовой долины» в Харькове со всей необходимой инфраструктурой для исследований, разработок и производства.
Здоровье города
Городская медицина должна ориентироваться на пациента. Пациент – заказчик медицинской услуги. Финансирование медицины по принципу «деньги идут за пациентом». Государство будет платить медицинскому учреждению за услугу, которую выбрал для себя пациент.
Обеспечение более качественных медицинских услуг за меньшие деньги – это главная задача. Благодаря эффективному и прозрачному управлению, качественные медицинские услуги станут доступными для каждого харьковчанина.
Первоочередные шаги:
• обновление материально-технической базы медучреждений;
• соблюдение клинических протоколов и стандартов качества предоставления медицинской помощи;
• развитие каналов финансирования медучреждений;
• разработка и реализация программы профилактики социальных заболеваний.
Наука и образование
Харьков должен войти в сотню ведущих университетских центров мира. Стать площадкой для проведения международных научных конференций, возродить научные школы и научно-исследовательскую базу.
Необходимо создать условия для привлечения инвестиций и грантов в инновационные стартапы харьковских ученых и научно-исследовательских центров.
Первоочередные шаги:
• финансирование из городского бюджета программ материально-технического переоснащения учебных заведений;
• создание прозрачной системы финансирования образовательной сферы в Харькове и системы контроля расходной части;
• обеспечение потребности общины Харькова в дошкольных учебных учреждениях, учреждениях внешкольной сферы и учреждениях среднего образования, в том числе специализированных и с наличием программ инклюзивного образования, независимо от формы собственности за счет проведения прозрачной инвентаризации коммунальной собственности города с целью ее эффективного использования;
• создание платформы для коммуникации ученых и научно-исследовательских центров Харькова с международными грантовыми и венчурными фондами;
• помощь ученым и научно-исследовательским центрам Харькова в участии в европейской программе «Горизонт 2020», направленной на финансирование развития научных исследований и технологий, в том числе в странах-ассоциированных участниках ЕС, к которым относится и Украина.
Культура, искусство и дух города
Харьков должен стать творческой лабораторией для архитекторов, скульпторов, художников, галеристов, дизайнеров, режиссеров. Харьков – город культурных инноваций. Необходимо создание креативных пространств, участие в культурных проектах мирового уровня, производство масштабных культурных событий.
Харьков имеет все предпосылки для развития творческой индустрии по образцу Берлина, Милана, Барселоны. Для этого необходимо предоставить творческой индустрии всестороннюю помощь:
• инициирование и поддержка культурных проектов;
• работа с общественностью, координация кластеров;
• создание и поддержка платформы для обмена опытом и информацией среди творческих людей, создание креативных команд, творческой кооперации и социальных связей.
• разработка программы по финансированию проектов из области культурной индустрии;
• финансирование специализированных выставок-ярмарок, в том числе международных;
• поддержка использования творческими людьми пустующих объектов недвижимости в качестве «коворкинговых пространств».
Проектная платформа «Харьков-2020»
Для совместной разработки видения, стратегий и проектов развития города мы создаём проектную платформу «Харьков-2020». Проектная платформа будет иметь онлайн (Kharkov2020.info) и офлайн воплощение и представлять собой площадку для представления, консолидации, обсуждения, систематизации и отбора проектов, стратегий, концепций для развития нашего города.