Практически всю историю человечества народами кто-то правил. Правили по собственному усмотрению и, руководствуясь собственными интересами, правили по-разному. Монархи, президенты, генеральные секретари, финансовые олигархи… (О ком-то осталась добрая память, а кого-то вспоминают с проклятиями.) И даже в стране с самой развитой на сегодня демократией – в Швейцарии, стране референдумов, – реально правят те, кто содержит швейцарские партии и кто владеет средствами манипуляции массовым сознанием.
Народовластие, как правление народа самим собой – общенародное самоуправление, при котором субъект и объект управления совпадают, еще нигде в мире никогда не существовало. Но стремиться к этому надо, поскольку там, где демократии больше, люди живут, как правило, лучше. И этим во многом объясняется разрыв в уровнях жизни людей разных стран.
Как показывают общемировые кризисные явления последних лет, даже самые развитые демократии уже нуждаются в реформировании и совершенствовании. И для этого сейчас открываются новые, невиданные ранее возможности в связи с появлением средств коммуникации на основе Интернета и мобильной связи. Уже сегодня в ряде стран Европы прямые, непосредственные консультации первых лиц государств с гражданами, а также личное участие граждан в написании проектов конституции и их принятии становится новой демократической нормой. Форма прямого (непосредственного) народовластия из утопии превращается на наших глазах в реалии.
Предлагаемый проект Доктрины народовластия выполнен в контексте назревающих конституционных реформ и являет собой попытку проектирования общегосударственной системы управления с учетом вышеуказанных новых мировых веяний и отечественных исторических традиций общинного образа жизни. Разработчики питают надежду, что эта инициатива сослужит пользу в деле государственного строительства.