Священные книги
Посилання видалено — основная священная книга мусульман, однако боговдохновенными также признаются
Таурат Посилання видалено,
Посилання видалено Посилання видалено и
Посилання видалено Посилання видалено. Поэтому иудеи и христиане считаются не язычниками, с которыми надо вести джихад, а Людьми Писания (ахль аль-Китаб).
См. также
Посилання видалено
[
Посилання видалено]
Исламское знание
Основатель ислама, пророк Мухаммед, делил исламское знание (ильм) на три ветви:
- Иман, или вероучение:
- вера в единого Бога (таухид или монотеизм)
- в ангелов
- в пророков: Адам, Идрис, Нух, Ибрахим, Лут, Айюб, Суйлеман, Дауд, Муса, Яхья, Иса, Мухаммед
- Судный День
- Предопределение (кадар)
- Ислам, или культ. Делится на:
- Шахада свидетельство: Нет Бога кроме Аллаха (Ля илляха илля Ла) и Мухаммед пророк его (Мухаммед расул Ла).
- Салят (Намаз) — пятикратная молитва на арабском языке, которой предшествует азан и омовение.
- Сыям — пост в темное время месяца Рамадан.
- Закят — милостыня в пользу бедных.
- Хаддж — паломничество в Мекку.
- Ихсан — искреность
Исламская этико-правовая система называется
шариатом, оно основано на
Посилання видалено,
Сунна (совокупность общепризнанных
хадисов) и общее согласие верующих (
иджма). В качестве вспомогательных могут рассматриваться
кыяс (умозаключение по аналогии), а также
иджтихад (собственное мнение образованного мусульманина). Поступки могут быть разделены на три типа: харам (запретное), халяль (разрешенное) и фард (обязательное).
[
править]
Джихад
Ислам критикует христианство за излишний аскетизм и невнимание к материальному миру. Вместо монашества и самоистязания правоверным предписан
джихад — активная борьба со злом в окружающем обществе. Это слово переводится на русский как «усилие». Политик, военачальник, ученый, торговец, совершающие добрые дела в материальном мире, являются участниками джихада,
муджахидами. Если человек прикладывает свои духовные, физические и материальные возможности для распространения веры в Бога, то этот человек совершает джихад. Вместе с остальными ежедневными обязанностями, которые мусульманин совершает по Предписанию Всевышнего Аллаха, джихад является для него отдельной обязанностью. Трактовка джихада как исключительно вооруженной борьбы является плодом западного восприятия ислама, и противоречит традиции, которая предписывает решать возникающие проблемы прежде всего мирным путем.
[
править]
Различные течения в мусульманстве
Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей на основе общности религии, но национальные противоречия в мусульманских странах отнюдь не исчезли. Это нашло отражение в разных течениях в мусульманской религии, в расколах и сектах.
[
править]
Ортодоксальный ислам (Суннизм)
В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охвативший большинство мусульман мира, называется
суннизмом. Суннизм тоже не остался вполне единым. В
VIII-
IX веках в нем возникло мутазилитское течение. Мутазилиты старались истолковать мусульманское вероучение в рациональном духе, считал Коран книгой, написанной людьми, а не созданной богом. Мутазилитов поддерживали некоторые халифы, искавшие в этой секте опору для своей власти. Но вскоре (конец
IX века) правоверное духовенство взяло верх в халифате, мутазилитов стали преследовать. Укрепилось учение о вечности и несотворенности Корана. Однако идеи мутазилитов оставили след на дальнейшем развитии мусульманского богословия.
В
VIII-
IX веках в правоверном мусульманском богословии сложились четыре школы: ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по именам их основателей). Последняя из этих школ (
салафиты,
ваххабизм) была проникнута духом буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась среди бедуинского населения Аравии; близка к ней была и школа маликитов, получившая господство в Северной Африке. Другие две школы, распространившиеся в более культурных областях мусульманского мира, допускали более свободное толкование учения. Особой взаимной отчужденности и вражды между приверженцами этих четырех богословских школ нет. Различия между четырьмя школами шариата (
мазхабами) очень мелкие, и всеми суннитами расцениваются как незначительные.
[
править]
Шиизм
Самый крупный (и один из самых ранних) раскол был вызван появлением
шиизма («шия» по-арабски — партия, секта). Считают, что в шиитском движении проявилось недовольство и борьба персов против завоевателей — арабов, то есть что это была своего рода религиозная оболочка национального антиарабского движения в Иране. Началось дело с внутренней борьбы среди арабов — с борьбы за власть между преемниками Мухаммеда. Четвертый халиф Али был его двоюродным братом и зятем; приверженцы Али не признавали законности предыдущих халифов, так как они были не из рода пророка, а были избраны религиозной общиной. Борьба за власть приняла форму спора о преемственности власти в халифате
Сторонники Али потерпели поражение, Али был убит, но его последователи укрепились в
Иране,
Ираке,
Ливане и там шиизм широко распространился как выражение протеста против власти Арабского халифата. По шиитскому преданию, Али и его сыновья Хасан и Хусейн пали мучениками за веру. В память этого шииты ежегодно справляют траурный праздник
шахсей-вахсей, при котором фанатично настроенные верующие наносят себе раны холодным оружием, выражая свою религиозную преданность памяти мучеников.
Главная черта шиизма — монархизм — вера в то, что законными преемниками пророка Мухаммеда — имамами — могут быть только его сородичи-потомки, а «избранные» общиной халифы незаконны. Но шиизм не остался единым, внутри него возникли различные течения. Господствующим стало течение, признающее одиннадцать законных имамов — потомков Али; двенадцатый имам будто бы ещё в IX веке таинственно скрылся и где-то пребывает невидимо, однако должен в конце времен объявиться как спаситель —
махди. Это наиболее распространенное в шиизме течение особенно укрепилось в Иране и с начала
XVI века (при династии Сефевидов) стало там официальной государственной религией.
Другие ответвления шиизма насчитывают гораздо меньше последователей и составляют скорее секты. Такова секта
исмаилитов (по имени Исмаила, её основателя в
VII веке), распространенная ныне в горных районах Афганистана, Бадахшана и др. Исмаилиты верят в то, что в их имамов последовательно воплощается «мировая душа». Эти имамы образуют наследственную династию Агаханов, ведущих светскую, роскошную жизнь и собирающих отовсюду дань с членов секты. В учение исмаилитов влилось много идей из домусульманских религиозно-философских систем Азии и из местных народных верований.
От исмаилитской секты отделилась в IX веке группа
карматов — демократическая секта, члены которой, преимущественно крестьяне и бедуины Аравии, устанавливали общность имущества. Секта карматов просуществовала до XI века.
От того же исмаилизма отпочковалась
ассасинов, соединявшая мистицизм с фанатической борьбой против немусульман. В годы крестовых походов ассасины были самыми ярыми врагами крестоносцев (кстати, от названия секты происходит французское слово «assassin» — убийца).
От исмаилизма отделилась также
секта алавитов, приверженцы которой проживают в северо-западной Сирии и южной Турции.
Наконец в XI веке от того же корня отделилась группа последователей халифа Хакима. По имени видного предводителя секты Исмаила ад Дарази последователи секты до сих пор известны как
друзы (в Ливане).
В настояшее время интерес к шиизму вообще, и к концепции создания арабского шиитского государства в особенности, резко возрос. Это вызвано тем, что арабы-шииты проживают главным образом по северному побережью
Персидского залива, где находится 2/3 разведанных запасов нефти. Арбов-шиитов насчитывается примерно 30 миллионов человек и проживают они на юге Ирака, юго-западной иранской провинции
Хузистан, а так же в
Бахрейне,
Кувейте,
Саудовской Аравии и составляют цельную этно-религиозную общность. Историческая столица арабов-шиитов — расположенный в Ираке город
Басра. Ни в одной из этих стран арабы-шииты не принадлежат к правящей элите.
[
править]
Суфизм и тарикат
В тех же
VIII-
X веках в исламе возникло мистическое, полумонашеское течение суфизма (от слова «суфи» — грубая шерстяная ткань). Оно зародилось, как ответ на нравственное падение и отход от исламской морали в недрах шиизма, но проникло и в среду суннитов. В суфийском вероучении сказалось влияние идей
маздеизма,
буддизма и даже
неоплатонизма. Суфии не придавали большого значения внешней обрядности, а занимались совершенствованием поклонения и поиском искренности (ихсан). Некоторые суфии доходили до пантеистического мировоззрения (Бог — во всем мире, весь мир — проявление или
эманация Бога) и тем самым удалялись от
монотеизма, который дан в
Коране. Суфии придавали особое значение
медитациям на
99 имен Аллаха. Мистико-пантеистическое течение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны
салафитов, позднее у части суфиев наблюдается эволюция к ортодоксальному исламу. Последователи суфийского учения стали образовывать ордена странствующих монахов —
дервишей — во главе с
шейхами, или ишанами. С суфизмом было исторически связано движение тариката. Это понятие первоначально означало благочестивый путь жизни для общения с Богом (слово «тарикат» по-арабски путь). Под знаменем тариката вели, например, войну имамы на
Кавказе (Кази-Мулла, Шамиль) против русских. Боевую силу тариката составляли мюриды — послушники, слепо повинующиеся своему мюршиду — духовному наставнику. Отсюда движение Шамиля иногда называли мюридизмом. Дервиши, хотя они и давали монашеский обет бедности, на деле вскоре превратились в шарлатанов, обирающих и обманывающих народ; руководители же дервишей, ишаны, в свою очередь обирают своих послушников — мюридов. Некоторые дервишские ордена применяют в своих молебствиях так называемые зикры — экстатические пляски и другие чисто шаманские способы общения с божеством. Придается большое значение мистическому возгласу: «Ху!».
[
править]
Хариджиты
[
править]
Страны, где ислам признан официальной религией
Посилання видалено Посилання видалено
Страны, где больше 10 % населения — мусульмане, шииты светлые, сунниты тёмные
Ислам является самой многочисленной религией после
христианства и численность его приверженцев растёт в арифметической прогрессии (в первую очередь за счёт роста населения стран, исповедующих ислам). На сегодняшний день, согласно
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
, насчитывается 1,3 миллиарда людей, исповедующих ислам (23 % всего человечества). Только 18 % мусульман живёт в арабских странах. Почти половина всех мусульман проживает в Северной Африке, около 30 % — в
Пакистане и
Бангладеш, также существует огромное количество мусульман в
Индонезии. Кроме того, имеются значительное количество мусульман в
США,
Китае,
Европе, республиках бывшего
СССР,
Индии и
Южной Америке.