Кем по отношению к славянам были скифы и сарматы?
«Благодаря» произведениям греческого историка Геродота и некоторым иным авторам античности мы привыкли видеть в скифах и сарматах дикие азиатские орды, или, как минимум, иранские народности, заселившие южные степи Украины и России, Среднюю Азию и Сибирь. В документах былого упоминания о скифах относят к VII веку до н.э. Наиболее полные и яркие упоминания касаются причерноморских скифов, самоназвание коих, по тому же Геродоту, звучит как «сколоты», что явно и «невооруженным глазом» указывает если и не на четкую славянскость, то безусловное присутствие славянского корня «коло».
Академик Б. Рыбаков, исходя из указанного самоназвания, справедливо говорит о безусловном присутствии славян в составе народа, который назван во многих источниках на греческий манер – скифами. Академик расшифровывает имя «сколоты», как «потомки солнца», поскольку «коло» у славян это еще и название солнца. И давайте вспомним, что славяне в «Слове о полку Игореве» именно потомками солнца себя называют, а именно – внуками Дажбожьими.
Итак, сами себя часть скифов именовали сколотами, персы называли их саками. Плиний же говорит, что их называли и хазарами.
Территория скифского государства занимала земли современной Украины до лесной зоны на севере, на востоке доходила до Дона и Аральского моря, на западе до современной Болгарии и занимала часть Молдовы, на юге до Кавказских гор, Черного моря и Крыма. Интересно, что Плиний и Страбон называют Скифию причерноморскую - Малой, а Скифию, уходящую на восток и север от Дона – Великой. Не напоминает ли нам это позднюю книжную традицию Малой и Великой Руси? Историк Фукидит пишет, что скифы - самый многочисленный народ, и царство их такое могущественное и большое, что с ними не может сравнится ни один народ не только Европы, но и Азии, и ни один народ сам не в силе превозмочь скифов.
И действительно, скифы совершали много завоевательных походов на Ближний Восток и Переднюю Азию. В 670-ых годах до н.э. они завоевали Мидию, Сирию, Палестину и создали там царство, название которого греки передали как «Ишкуза». В 512 г. до н.э. скифы почувствовали на себе военную силу иранцев и прогнали со своей земли завоевателей царя Дария I. Скифов возглавлял в этой войне царь Иданфирс. Исследователь истории Л. Силенко, проведя анализ скифского наречия, очень четко показал, что имя это славнейшего царя имеет славянское происхождение. Из-за особенностей греческого языка славянское Дантур, превратилось в «Иданфирсос». Точно также наше Святослав стало у греков «Сфентослаф».
В 339 г. до н.э. скифы были побеждены войсками Филиппа ІІ Македонского но уже в 330 г. до н.э. отомстили македонцам, разгромив войска наместника Александра Македонского, Зопириона, под Ольвией. За все свое время существования Скифия никогда не была завоевана и скифами никто не владел. Но, как часто у нас бывает, если кто-то нас и побеждает – то это мы же сами. В результате междоусобиц Скифия превратилась из централизованного государства в союз племен, влиятельнийшеми из которых были сарматы и крымские скифы.
Скифию с 300-ых годов до н.э. чаще начинают звать в документах Сарматией. И, хотя скифов и сарматов упорно представляют в истории как разные народы, но сами же древние пишут: «савроматы говорят на скифском языке, но издревле искажённом». То есть речь идет о диалекте.
Известны имена скифских Богов, которые имеют явное арийское происхождение и могут читатся и пониматься на славянском. Так, в имени Богини Табити, легко узнается наша Берегиня: Тапити, то есть «теплая». Папай – это отец (Сварог), до сих пор многие потомки Ариев, в том числе и русские, зовут отца – «папа». «Арес» - ни кто иной как праотец Орий (Арий).
Мифы скифов - это ранние варианты славянской мифологии. Так, известнейшие славянские мифы о трех братьях-основателях народа: а) Скиф, Рус и Словен; б) Чех, Лех и Рус; в) Кий, Щек и Хорив имеют свою скифскую параллель. Это легенда о трех братьях Липоксае, Арпоксае и Колоксае. Именно в их царствование с небес пали 4 дара: плуг, ярмо, секира и чаша. Что соответствует устроению ведического общества: плуг – орудие тружеников, ярмо – хозяев, секира – витязей, обрядовая чаша – волхвов.
Таким образом, самоназвание, имена, вера и сказания скифов, а также и сарматов, которых от скифов отличает только говор, подтверждают, что в среде скифов было достаточное количество праславян. И если трудно говорить о скифах, как о непосредственных славянах, то они безусловно стали субстратом (частью) великого Рода Славных, а их (скифов) культура имеет яркие праславянские признаки. Не лишним, а даже необходимым будет упомянуть, что вплоть до средневековья западные европейцы звали Русь – скифами, а поляки и русины Украины именовали себя потомками сарматов. В частности, в титуле некоторых гетманов Войска Запорожского была составляющая «князь Сарматии».