Об этом русском языке, которого мы не знаем, «Огоньку» рассказывает Сергей МЫЗНИКОВ, доктор филологических наук, заведующий словарным отделом Института лингвистических исследований Российской академии наук
Сергей Алексеевич, объясните, пожалуйста: а зачем это вообще нужно сейчас изучать? Насколько важно сохранить говоры для обычных людей, не для ученых?
Если мы сейчас не зафиксируем все языковые проявления, это уйдет навсегда — мы потеряем язык, а это прежде всего история народа. Отними у русских язык — что останется от нации? Чем богаче язык, тем он устойчивее, долговечнее. Это как в экосистемах: разнообразие — залог выживания.
Не говоря уж о том, что скоро собственную литературу будем читать со словарем: «Евгений Онегин» уже малопонятен, писателей-деревенщиков — Белова, Распутина, Астафьева — уже надо читать со словарем, а они почти наши современники. Уходит целый пласт крестьянской народной культуры: теперь только глубокие старики могут рассказать об исконном крестьянском укладе жизни, и если не зафиксировать сейчас их речь, мы этот пласт истории и культуры потеряем. А мы же не должны быть Иванами, родства не помнящими, мы же вышли из той деревенской России, где крестьяне составляли 80 процентов, а не из компьютеров!