Итак начнем.
Кадр ноль - жизнь до фильма. Что мы знаем о его жизни до начала действий? Он учился в институте вместе с Рыжовой и Новосельцевым. Он был не богатым но похоже что пафосным мальчиком- пример с рестораном в котором он заказал на широкую руку , а расплатиться не смог.
Далее после института,через какое то время он попадает работать зарубеж. Как мог добиться таких успехов обычный парнишка,можно только догадываться, но то что вкус начальствующих ****ов ему хорошо знаком - сомнений почти нет. Опять же о методах его достижения целей можно судить по фильму. Например доведеная до совершенства схема распределения "презентов" - начальнику - завуалированную взятку, с красивой историей про то что это вовсе не взятка а крайне необходимый аксесуар для работы. Секретарше - открытую,значительную взятку
"кинутую с барского плеча" (с) . всякой шушаре для поддержания имиджа - "презентик" откртыточки показывающие широту души начальника и удачная возможность показать свою крутость. эдакая взяточка-визиточка. Кроме того он обладает умением лизнуть всем одновременно. это я покажу чуть позже по тексту.
Кадр первый - встреча с Новосельцевым. Правды ради отмечу - он действительно очень рад старому другу. Но нужно заметить что и тут проскальзывает профессионализм приспособленца - как только начальница вызывает к себе в кабинет Новосельцева он уточняет у нее что это за человек. и на момент когда он заходит - имеет четкое представление - как относится к Новосельцеву "Старуха".
Следующий кадр - встреча с Олей. Он делает ей комплементы, поддерживает за ручку и распрашивает как она живет,ведет себя просто обвораживающе. когда же ее автобиография заканчивается и он точно представляет что она из себя представляет, интерес моментально исчезает. в ход идет
"Швейцарский сувенир" (с) и все. до конца фильма интерес к Оле потерян.
Дальше идет предложение о назначении Новосельцева на должность. Самохвалов задумывается на пару минтут а дальше идет чистое бахвальство
"вот щас пойду и назначу"(с) и чуть погодя пояснения что ему нужны свои люди -
"да уж не так ты плох чтобы не смог руководить отделом", "ты же мой человек?" (с)
После неудачи он хвастаясь своим автомобилем и
"филипс - стереофонический магнитофон, два динамика - один слева другой с права"(с) профессиональным взглядом "рассматривает" слабые стороны "Старухи" причем решает больше сам не вмешиваться в ход событий а только помогает Новосельцеву. В случае успеха - будет благодарный свой человек на месте. В случае неудачи - он нипричем.
дальше он подтверждает полную потерю интереса к Оле как к женщине и человеку полезному - (чуть ранее)
" что с нами делает время, ты помнишь какая она была?"(с) и
"Оля? зачем Оля?"(с). При этом к более молодым и красивым девушкам он проявляет не дюжий интерес - стоя возле стола Новосельцева провожает долгим взглядом девушку( в самом красивом свитерке, частенько мелькающую в кадре в течения фильма) и интересуюется как зовут эту девушку.
Следующий интересующий нас кадр - прием у Самохвалова дома. Он профессиональным взглядом определяет нужный момент и зафутболивает Новосельцева к деректрисе, и танцует с Олей которую ему все же пришлось пригласить. Танцуя с ней он ее игнорирует напрочь. он не слушает ее профессионализм приспособленства находит выгоду и в этой ситуации - он начинает перебивать ее воспоминания выспрашивая короткие характиристики предсутствующих начальников.
К чему весь этот блок? Да, он не говорит о Самахвалове как об отрицательном герое. Но и не соответствует описанию Балик'а, о том что Самахвалов человек широкой души заботливый добрый и просто замечательный. Нет. Он хоть и не лишен некоторых человеческих черт характера в первую очередь карьерист. и по мере возможностей использует всех вокруг для своих целей.
А далее начинаются события которые собственно так живо обсуждаются в этой теме. Олечка начинает приследовать Самохвалова. Тут опять нельзя не согласиться что Оля крайне назойлива, и человеку в этой ситуации не позавидуешь. Но он довольно пофигистически относиться к данной ситуации - при личных контактах говорит прямо о своем отношении:
"прошу тебя, не мучь не меня ни себя"(с),
"ты заставишь меня входить в кабинет через окно"(с), но не принимает никаких более серьезных шагов к тому чтобы все это прикратить. А что мог он сделать еще? спросит меня Балик. много чего. я вернусь к этому чуть позже чтобы не терять линию повествования.
Итак, Самохвалов в очередной(второй и последний) раз посылает Олечку и направляется в свой кабинет. в предбаннике секретарша многозначительно хихикает, что не может не натолкнуть Самохвалова на мысль о том, что ей многое известно. кроме того ясно что такое количество писем не могло не вызвать определенных домыслов. И что же придпринимает Самохвалов? Он поступает как настоящий карьерист - снимает с себя полную ответственность показывая всем - "вот какой я чистенький и красивенький" но при этом абсолютно не интересуясь тем что будет с другими людьми. Вот теперь приходит время спросить - а разве он мог что то сделать? да, мог! Есть уйма методов. например поговорить с тем же Новосельцевым чтобы он повлиял на Олю. или выставить ей какой нибудь ультиматум. А самое превое что он ОБЯЗАН был сделать это нормально с ней поговорить! Не помогло бы, скажете? Так ведь ПОМОГЛО!! как только "Старуха" вызывает к себе, и прописочивает его по этому поводу , советуя
"такие дела решать без привлечения общественности" (с) он (
О ЧУДО! ) решает проблемму за считанные минуты, все таки снизойдя до разговора с Рыжовой. Всего 5 МИНУТ ему хватает на то чтобы уладить все тихо и мирно. Причем он не забывает на всякий случай "лизнуть" Рыжовой и оказывается что она Оленька-
"милый славный добрый мой человечек"(с) письма которой он читает как поэмы и всегда носит с собой. а когда все улажено на его лице просыпается чувство вины...на целых полторы секунды...и бесследно исчезает. Он снова человек готовый горы воротить.
А ведь ВСЕ это Самохвалов МОГ сделать сразу. но не сделал. а что же сделал? Самохвалов выставляет Рыжову на полное обсуждение коллектива. Нет, он не думает,как утверждает Балик, о том что Шурочка вызовет Рыжову и тет-а-тет поговорит сней, и вразумит. Он сразу заявляет
"у меня нет ничего такого что я должен скрывать от коллектива"(с). Кроме того Шура поясняет что просил Самохвалов
" он сам мне их дал, чтобы общественность вмешалась и защитила его"(с) и
"Самохвалов передал письма Рыжовой чтобы мы разобрались на месткоме"(с). Кроме того сам Самохвалов не отрицает этого общаясь с директрисой "
ко мне попали письма которые вы передали в местком".. Он передал ВСЕ письма чтобы их прочитали и обсудили на общественном собрании.
Балик утверждает что у него небыло другого выбора - ведь времена то какие! Аморалку за такое схлопотать всего ничего надо. Но согласитесь - романтические, по содержанию своему- возвышенные, письма Рыжовой не находящие ответа, сомотрятся детской романтикой на фоне того что твориться вокруг. Директриса крутит роман с подчиненным. причем этого совсем не скрывает при всех нежничая с ним и договариваясь как проведут вечер. Секретарша никого не стесняясь обсуждает личные дела с мужем , обсуждает с подругами с кем ее смогут познакомить из мужчин, и даже обсуждает с мужем когда они смогут "сделать ребенка". Бубликов заглядывает под юбки дамочкам. Сам Самохвалов в общественном месте заглядывается на девушек и интересуется их именами. Директриса бегает по всему офису и улице за любовником с зонтиком кидая в него вещами и ласково поглаживая зонтом по попе . Похожа эта атмосфера на атмосферу боязни наказаний за аморалку?
Да и о какой аморалке может идти речь, если он мог после нескольких писем просто с ней погворить по душам и все закончить? даже если бы отдел пару дней пошушукался.. чтобы это изменило? А возможное отношение жены к Олечкиным действиям Самохвалов пояснил еще в начале-
"А твоя жена не будет ревновать? К Кому??"(с).
И этот поступок и является той подлостью из за которой Самохвалов становитсья отрицательным героем. и ЗАСЛУЖЕНО получает по мордет.
Далее. Балик утверждает что Новосельцев *** неблагдарный и *******. потому что посмел поднять руку на такого замечательного человека!
Да Самохвалов ему был другом. Да он его начальник. Да он пытался его протолкнуть по служебной леснице.
Но неужели с того момента как Новосельцев начал с ним общаться, и став "его человеком" , он должен был начать раболебствовать и заниматься *******анием?
Самохвалов своим поступком перечеркнул все хорошее что сделал для Новосельцева. кроме того, Новосельцев НИЧЕГО не должен Самохвалову - он возращает ему занятые деньги, своим поступком отказывается от покровительства. и только после этого дает по морде.
Если это лоховство и ******ность - то могу сказать только одно. Кто то слишком долго жил в другом менталитете и сжился с ним. Нам друг-друга не понять.
Далее. Балик просит не принимать во внимание момент подставы Самохваловым Новосельцева перед "Старухой". так как
"Этот эпизод просто за уши притянут. Чтобы такой уверенный в себе мужик, как Самохвалов стал тратить своё время на какие-то бабские интриги".
(с) БаликНо эпизод получается за уши притянутым только в том случае, если считать что Самохвалов хороший человек попавший в дурацкую ситуацию.
В мой же взгляд о Самохвалове это событие более чем укладывается. Самохвалов карьерист. и получает по морде от подчиненного. Чувство собственного превосходства не может смириться с таким поведением кого попало! Но каково ****** карьериста? только закулисные итнтриги. Он не может себе позволить прямое противостояние. Но и простить тоже непозволительная роскошь. Но при этом всем - Новосельцев ***, которого постепенно можно будте задавить и сгноить на работе вечными придирками и т.п... НО! Самохвалов узнает о романе Новосельцева и "Старухи" -
"Да у нее роман с Новосельцевым! Вы что, незнаете?"(с). И ситуация резко меняется. Новосельцев из **** резко превращается в помеху. причем то что Новосельцев теперь останеться безнаказанным - мелочи! Теперь Новосельцев своим отношением и влиянием на директрису способен выжить Самохвалова с его места!
И тут у Самохвалова выбора не много.. нужно действовать немедленно. что он и делает.
Хотя признаю. сама сцена снята слишком уж прямолинейно. думаю в жизни он бы действовал несколько делекатнее. ведь это уже слишьком откровенный вызов. а это не метод приспособленцев.
Но даже не эта сцена формирует стойкое отвращение к этому герою. А следующая. Она наиболее информативно показывает что за человек Самохвалов.
Только что Самохвалов подставил Новосельцева... но тут же вновь перестраховывается - находит Новосельцева и начинает откровенное *******ание (а вдруг его подстава прогорит? нужно же перестраховаться) - "
что ж ты не здороваешься Толик"(с), "
я хочу чтобы между нами небыло никакой неопределенности"(с),
"ты молодец, я тебя зауважал! ты меня стукнул - по заслугам!"(с)
и последняя фраза Новосельцева Самохвалову , очень емко характеризует персонаж -
"Далеко пойдете!" (с)
Этой фразой заканчивается сюжетная линия про Самохвалова. такой человек действительно нигде не пропадет и далеко пойдет
