Ух, если б вы знала, насколько сам затрудняюсь с однозначной позицией на сей счёт. И, что называется, "много думал"
И дело тут даже не в моём возрасте и гендере...
В онтологии бытия личности ключевым остаётся вопрос первичности: шо формирует основу её существования - собственное бытие и стремление к самореализации или ценности общества и государства? Если исходить из экзистенциалистской позиции, первично само бытие личности — уникальное, автономное, устремлённое к подлинному существованию через свободу выбора и самовыражение. Личность конституируется через переживание себя, своего опыта, боли, свободы, ответственности.
Однако в реальности человек неизбежно включён в социальный контекст. Ценности общества, культуры, государства - эт своего рода рамки, ограничивающие или, напротив, направляющие путь самореализации. Они могут быть как питательной средой для роста, так и репрессивным механизмом. Поэтому вопрос о первичности обретает диалектический характер: личность формируется во взаимодействии с обществом, но смысл бытия остаётся в личностном акте самоопределения, где ни одна внешняя ценность не заменяет внутреннюю правду "я".
В аспекте защиты социума от внешней угрозы, от агрессии - соотношение бытия личности, её прав и интересов с долгом перед обществом сильно перчит.
Да, первично право личности на жизнь, свободу и самореализацию, однако реализация этих прав возможна лишь в устойчивом и безопасном обществе. Когда социум сталкивается с внешней угрозой - военной там, чи политической, чи экономической, то перед каждым индивидом встаёт вопрос долга: сохранение личной свободы требует участия в защите общего порядка, безопасности и существования государства как гаранта прав. В такой ситуации долг перед обществом становится продолжением интересов самой личности, ведь без коллективной защиты разрушается сама среда, в которой возможна реализация индивидуальных стремлений. Однако даже в условиях угрозы баланс должен сохраняться: защита общества не может полностью подавить достоинство и свободу личности, превращая её в средство. Подлинный долг заключается в сознательном выборе участия ради сохранения пространства, где свобода имеет будущее. Как бы.
От такое от. Ффух.