"Общественная нравственность Древней Руси исключала пьянство из числа пороков: оно было улегитимированно общественным сознанием. Русский пьёт и с горя и с радости; и перед делом, чтоб дело живее кипело, и после дела, чтоб отдых был приятнее; и перед опастностью, чтоб море было по колено, и по избежании оной, чтоб веселее было похвастаться ею.
В этом пороке русский человек является не с одной дурной стороны своей.... Я очень уважаю трезвость, но мне случалось встречать таких пьяниц, которые много лучше трезвых, и едва ли только не на одной святой Руси можно встретить таких.
Человек со слабой натурой гнется от несчастья, как тростинка от ветру; человек с сильной натурой, если не устоит против несчастия, то сокрушается от него, как дуб от напора грозы.
Русский, женившись не по любви, получал отвращение от жены, которую должен был кормить трудами своими. Немец и тут не потерялся бы - он бы сделался примерным супругом, аккуратным хозяином и вообще "нравственным" человеком (т.е. человеком человеком, которому можно обходиться в жизни и без любви, с одним картофелем, пивом и кнастером).
Попавши в состояние противоречия, русский человек делался суровым, бил жену, колотил детей, не жил дома, трудовую копейку нес на кружало, отдавал её на зелено вино, которое в диком, животном, но широком и могучем размете души заставляет его забывать тяжелое горе зло насмеявшеся над ним жизни.
В старину на Руси отъявленными пъяницами были богатыри, грамотники, умники, искусники, художники.
Пьянство русского человека есть порок, и порок не комический, а трагический. Удивительно ли после этого, что русские богатыри единым духом выпивают чару зелена вина в полтора ведра, турий рог мёду сладкого в полтрети ведра? Удивительно ли, что на Руси женщины спасали отечество от беды и допускались к столу Владимира Красна солнышка?
Васька-пьяница - это человек, который знает правило: пей, да дело разумей, человек, который с вечера повалился на пол замертво, а встанет раньше всех и службу сослужит лучше трезвого.
Это - повторяем - один из главнейших героев народной фантазии: оттого-то Илья Муромец с ним выпил довольно зелена вина и назвал того пьяницу Василия братом названным."
Виссарион Белинский (1811 - 1848)
литературный критик.
Посилання видалено
Г. И. Угрюмов. «Испытание князем Владимиром силы русского богатыря Яна Усмаря перед поединком его с печенежским богатырем». 1796—97. Русский музей. Ленинград.