Я якось запитав, а чому вона не була забрана до Германії. Так вона сказала, що в Германію забирали тих, хто був без діла. А їй вдалось уникнути Германії тому, що дід дістав чи підробив довідку, що вона закінчила 8 класів і всі два роки окупації вона знову навчалась в 9 і 10 класі. Тих, хто вчився або мав роботу, в Германію не забирали.
Сказки это все. Возможно откупили, возможно прятали, возможно повезло.
«…Подавляющим большинством из общего числа вывезеных на принудительные работы были подростки…»
«…в сентябре 1943 года немцы подчистую, за исключением полицаев и их семей, собрали всех жителей на станции, погрузили в товарные вагоны, и поезд тронулся на Запад…»
«…Год, с которого брали, быстро снизился: с шестнадцати, потом с пятнадцати, наконец, с четырнадцати лет…»
А вот про харьковские школы:
"...Гимназия №23
Во времена Великой Отечественной войны, во время оккупации Харькова ******ами, в здании школы был расположен штаб части ******ских войск СС..."
"...По данным Государственного архива Харьковской области, до войны в Харькове насчитывалось 138 школ.
В 1942 году во время первой оккупации работали всего 23 народных начальных школы.
– В этих школах функционировали только
первые четыре класса для детей от 7 до 11 лет. ...Во время второй оккупации – с марта по август 1943 года – немцы уделили школам больше внимания: увеличили учителям зарплату, выдавали пайки, делали в школах ремонты, составляли списки учеников, чьи родители не получали хлебных карточек.
О наших учителях и школах немцы пеклись не по доброте душевной.
Народные четырехклассные школы в рейхскомисариате «Украина» были созданы по распоряжению Гиммлера для подготовки рабов Третьего рейха.
– В Украине воплощали указания Гитлера, согласно которым покоренные народы должны были быть ****амотными: нельзя, чтобы они знали больше, чем значение дорожных знаков. Обучение географии может быть ограничено одной фразой: «Столица Третьего рейха – Берлин». Математика и подобные дисциплины вообще не нужны. В народной школе должны были учить счету до 500, умению ставить собственную подпись, а главное – воспитывать покорность немцам.
Авторами школьных программ были немецкие чиновники. ... в 1-м и 2-м классах детвора занималась украинским языком, математикой, каллиграфией, пением и гимнастикой, в 3-м и 4-м – учила математику, домоводство, краеведение и природоведение. Кроме того, шесть часов в неделю отводилось немецкому языку. Остальные харьковские школы не работали.
– Немецкая оккупационная власть использовала помещения школ для ******ской полевой жандармерии (школа N 133), немецкого штаба (школа N 132); под конюшни (N 76, 137, 110, 136, 21, 106, 109, 129, 132, 134, 67, 57, 69, 126, 33); немецкие госпитали (N 6, 7, 35, 72, 105, 129, 115, 127, 36, 46, 83, 112, 114, 13, 18, 136, 19, 23, 30, 33, 113, 12). Школы N 67, 39, 36, 112, 80, 5 были разрушены.
Из 1578 школьных помещений области были полностью уничтожены 888 ..."