Демократия и последнее прошлое. Я постараюсь не повторять те же аргументы, которые использовал в книге «Мы были глупы», хотя мало что изменилось. Однако анализ периода с 1989 года дает возможность сделать выводы. Что же тогда, безусловно, нельзя делать в будущем?
Во-первых, разделятся на политические группы с неясной программой и четкими личными амбициями. «Война вверху» - великая ошибка Леха Валенсы, была предложена ему братьями Качиньскими. Это был нонсенс подорвавший идею солидарности. Но также бессмыслица, отрицающая идею демократии, в которой нет войны, кроме разговоров. С этого момента в Польше начинается тихая или шумная гражданская война. Я признаю, что принадлежал к тем, кто хотел организовать демократию в Польше по образцу Западной Европы. Однако мы забыли, что воображаемые политические партии не являются эквивалентом партии с великими традициями, которая в то время уже находилась в плохом состоянии на Западе.
Во-вторых, нет свободы без равенства. Я понимаю, что реформа Лешка Бальцеровича была необходима, но сразу после нее, вероятно, в начале, попытка создать равные возможности оказалась безуспешной. Бальцерович - выдающийся экономист, а не политик, что, к тому же, период, когда он возглавлял Союз Свободы, прекрасно демонстрирует. Мазовецкий понял идею, назвав ее, после немецких политиков и мыслителей, «социальной рыночной экономикой». Однако у него было всего около десятка месяцев или около того, и никто не помог ему пойти в этом направлении. Смущенные идеей свободного рынка, даже такие выдающиеся люди, как Яцек Куронь, не помогли ему. И эта возможность была необычайной, потому что под знаменем солидарности можно было построить относительно равное общество.
В-третьих, в целом хороший период правления Дональда Туска либерализм стал идеей и даже словом - ключом. Я сам в некоторых отношениях либерал, но либерализм не подходит для политического знамени бедного общества. Социализм или консерватизм также не подходят. Восемь лет правления ПО были приличным периодом, но солидарность была полностью забыта. Ибо, как мы уже говорили, либерализм не имеет ничего общего с идеей сообщества и во многих случаях полностью ее отрицает. Тем не менее, рука, которая должна быть протянута слабым из-за места рождения или типа работы, осталась в вашем кармане. Мы знаем, что случилось дальше. Какой вывод? В новой демократии нет места для войны наверху или внизу, игнорирования более слабых и древних идеологий экономического неолиберализма сегодня. Мы должны понять это полностью.
Рекомендуемое чтение: Джон Грей "Либерализм".