Статус: Офлайн
Реєстрація: 12.03.2011
Повідом.: 3445
Реєстрація: 12.03.2011
Повідом.: 3445
Честно говоря, лично у меня сложилось такое впечатление, что те, кто против теории трудовой стоимости выступают, - в философии ни бум-бум...
Та мы-то ладно, тут вот дядька писал в конце 90-х:
"Производство любой вещи после двух столетий технологической револю-
ции не является больше реальной проблемой. Проблемой номер один является
ее реализация. Для потребителя эта же проблема предстает как проблема вы-
бора из многообразия марок — товарных знаков. В условиях массового произ-
водства и массового потребления товар — это прежде всего знак. Социальный
статус товарного знака определяет, каких денег стоит вещь, а не ее реальные
свойства и не затраты труда. Механизм ценообразования на вещи «от кутюр»
и продукцию менее именитых фирм адекватно описывается не А. Смитом, К.
Марксом или Дж. М. Кейнсом, а скорее Фомой Аквинским. «Справедливая
цена» согласно средневековым представлениям всегда зависит от «происхож-
дения». Социальный статус производителя определяет стоимость товара, а не
стоимость товара — статус производителя.
«Происхождение» ныне обеспечивается рекламой. Реклама создает образ
товара. Именно эти образы, а не реальные вещи обращаются на постмодерни-
стском рынке. Физический объект рекламы перестает быть означаемым и стано-
вится: «означающим». Поэтому собственно экономический процесс, т. е. про-
изводство стоимости, покидает КБ и сборочный конвейер и перемещается в
рекламное агентство и студию. Производится не вещь (шампунь, костюм, авто-
мобиль), а образ (привлекательности, уверенности, стильности, уникальности,
респектабельности). Не удивительно поэтому, что в последние десятилетия доля
занятых непосредственно в сфере производства (в так называемых первичном
и вторичном секторах экономики) снижается, а доля занятых в маркетинге и
рекламном бизнесе растет. Растет и доля затрат на рекламу в бюджете товаро-
производителей. Экономически симуляция вещи в рекламном послании начи-
нает превалировать над собственно вещью."
Иванов Д. В. Постиндустриализм и виртуализация экономики.