⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
СМЕРТИ ОТЧАЯНИЯ И БУДУЩЕЕ КАПИТАЛИЗМА
Авторы Энн Кейс и Ангус Дитон. Издательство Принстонского университета. 312 с. $ 27.95
Еще до того, как разразился коронавирус, Америка страдала от опустошающей эпидемии. Причиной этого был не вирус; в её распространении нельзя винить иностранных путешественников или студентов колледжей на весенних каникулах. Никакие маски или перчатки не замедлили бы её распространение, никакая вакцина не могла бы предотвратить новые случаи. Её последствия очевидны в росте смертности белых американцев в возрасте от 40 до 50 лет за последние два десятилетия, особенно в таких штатах, как Арканзас, Кентукки, Миссисипи и Западная Вирджиния.
Экономисты Принстонского университета Энн Кейс и Ангус Дитон называют это «смертью отчаяния» - смертью в результате самоубийств, передозировок наркотиков и алкогольной болезни печени, опустошающих многие районы страны. Жертвами, в подавляющем большинстве, являются менее образованные американцы, чьей гибели предшествовала потеря работы, общественного положения и достоинства, и чья смерть, как утверждают авторы, неотделима от политики и политики, превращающей экономику США в двигатель неравенства и страдания. «Американская экономика перешла от обслуживания простых людей к обслуживанию предприятий, их менеджеров и владельцев», - пишут Кейс и Дитон в своей новой работе «Смерть отчаяния и будущее капитализма».
Хотя авторы завершили эту книгу до начала пандемии коронавируса - она была опубликована через четыре дня после объявления президентом Трампом чрезвычайной ситуации в стране, - их диагноз по-прежнему болезненно актуален. Массовая безработица и массовое заражение, происходящие одновременно в стране, где медицинское страхование часто зависит от занятости, угрожают как подтвердить, так и усугубить условия, описанные Кейсом и Дитоном. Споры о том, как быстро ослабить ограничения социального дистанцирования и вернуть экономику в движение, заставляют задуматься: как нам сбалансировать риск увеличения числа коронавирусных инфекций, если мы снова откроем экономику, с риском новых смертей от отчаяния, если мы сделаем это поздно? «Работа - это не только источник денег; они являются основой ритуалов, обычаев и распорядка жизни рабочего класса », - пишут Кейс и Дитон.«Разрушьте работу, и, в конце концов, рабочий класс не сможет выжить».
Читая эту книгу во время пандемии, я обнаружил, что готовлюсь к новой смерти - от вируса или от отчаяния, и, что более вероятно, от того и другого.
В последние годы о белом рабочем классе Америки было написано много мемуаров, историй и исследований, возможно, слишком много, но меньше чисто экономических исследований. Кейс и Дитон - всемирно известные практики мрачной науки (Кейс является ведущим экспертом по взаимосвязям между экономическим состоянием и состоянием здоровья, а Дитон получил Нобелевскую премию в 2015 году за свою работу по семейной бедности и благосостоянию), и их взгляд на эту тему делает чтение тяженлым. Они оценивают масштабы смертей от отчаяния в Соединенных Штатах, сравнивая тенденции к улучшению в последние десятилетия, т.е. если бы уровень смертности продолжал снижаться, как прежде, с тем, что произошло на самом деле.
«Когда мы складываем эти цифры с 1999 года, критической точки, в которой начался поворот, к 2017 году, - сообщают авторы, - мы получаем очень большую сумму: 600 000 смертей американцев среднего возраста, которые были бы живы, если бы прогресс пошел, как ожидалось» Кейс и Дитон сравнивают это число с «тем, что мы могли бы увидеть во время разрушительного воздействия инфекционного заболевания, такого как Великая пандемия гриппа 1918 года». Они также сравнивают это с примерно 675 000 смертей от ВИЧ/СПИДа в Соединенных Штатах с начала 1980-х годов.
Кейс и Дитон в значительной степени пренебрегают аргументами, подчеркивающими предполагаемые индивидуальные или культурные недостатки белого рабочего класса, и вместо этого сосредотачиваются на системных недостатках, ведущих к смерти от отчаяния. Производственные города видели, как их фабрики заколочиваются, пишут они, и «на обломках соблазны алкоголя и наркотиков заманили многих на смерть». Авторы утверждают, что образование является еще одним соображением, поскольку «почти весь» рост смертности из-за самоубийств, алкоголизма и передозировки наркотиков обнаруживается среди людей, не имеющих степени бакалавра. Ухудшение здоровья тоже имеет значение. «Многие люди испытывают боль, серьезные психические расстройства и трудности в повседневной жизни», - пишут Кейс и Дитон. В этих условиях им труднее работать, что снижает доход и подрывает работу как источник «удовлетворения и смысла» в их жизни.
С середины марта более 30 миллионов американцев обратились за помощью по безработице - запросов такого уровня не наблюдалось со времен Великой депрессии. В этом контексте понятно желание вернуться к работе. Тем не менее, как утверждают Кейс и Дитон, потеря заработка - это лишь часть проблемы. «Гораздо более важным для отчаяния является упадок семьи, общества и религии», - пишут они, - упадок, который они считают связанным с падением заработной платы и исчезновением рабочих мест, но отличным от них. Другие авторы недавно занялись этой проблемой - см., Например, проницательную книгу Тимоти П. Карни «Отчужденная Америка» 2019 года - и в совокупности их вывод ясен: задолго до того, как мы начали социальное дистанцирование, американцы уже слишком отдалились друг от друга.
Кейс и Дитон сосредотачиваются на белом рабочем классе, потому что он претерпевает особенно мучительные сдвиги, а не потому, что они считают, что эта демография имеет большее значение, чем другие (они этого не делают), или потому, что в абсолютном выражении он хуже, чем другие (это не так). Авторы указывают, что уровень смертности среди чернокожих неизменно выше, чем среди белых, даже с учетом увеличения числа смертей от отчаяния среди белых американцев. Но показатели смертности черных падают быстрее, чем показатели белых, и разница заключается в смертях от отчаяния среди белых граждан. «Основная причина, по которой уровень смертности чернокожих снизился быстрее, чем смертность белых в начале двадцать первого века, заключается в том, что чернокожие не страдали от эпидемии передозировок, самоубийств и алкоголизма», - объясняют Кейс и Дитон.
Мрачная ирония этого расового раскола заключается в том, что появление афроамериканского прогресса само по себе может быть фактором, способствующим росту числа смертей от отчаяния среди белых американцев. Кейс и Дитон отмечают опубликованный в 2017 году опрос, в котором говорится, что более половины белых американцев из рабочего класса считают, что дискриминация белых является такой же большой проблемой, как и дискриминация групп меньшинств. (Более двух третей белых американцев с высшим образованием не согласны с этим.) Авторы приходят к выводу, что одновременная эрозия работы и общественной жизни вместе с «по крайней мере восприятием потери расовых привилегий» образует мощную комбинацию, более мощную, чем просто потеря дохода. Я бы хотел, чтобы они исследовали эту тему дальше.
Авторы часто пишут бесстрастным тоном своей профессии, но они освобождаются от такой отстраненности, указывая на основного виновника всех этих тенденций: коррупцию американской экономической системы, которая, как они утверждают, выглядит «больше похожей на рэкет для перераспределения вверх, чем двигатель всеобщего процветания». Смещение богатства и доходов в сторону самых богатых американцев и образованной элиты за последние полвека - чему способствовала политика и законодательство правительства - «медленно разъедало основы жизни рабочего класса, высокой заработной платы и хорошей работы», - отмечают Кейс и Дитон. Их точка зрения подтверждается последствиями Великой рецессии, «когда так много людей потеряли работу и свои дома, а банкиры продолжали получать вознаграждение и не были привлечены к ответственности». Они указывают, что ответ - это не просто обложить налогом богатых, а переделать систему. «Правильный способ остановить воров - это остановить их воровство, а не повышать налоги», - пишут они.
Кейс и Дитон осуждают американскую систему здравоохранения и индустрию здравоохранения больше, чем любой другой сектор, осуждая их как «раковую опухоль, лежащую в основе экономики» из-за их «чрезвычайных и чрезвычайно несоразмерных затрат». Система, которая составляет 18 процентов валового внутреннего продукта США, не только съедает заработную плату рабочих, но и сдерживает заработную плату за счет расходов на страхование, предоставляемое работодателем. «Непомерная цена на медицинское страхование заставила фирмы увольнять рабочих. Это не стихийное бедствие, а скорее бедствие, основанное на погоне за рентой, политически защищенной спекуляции и слабом соблюдении антимонопольного законодательства в секторе здравоохранения», - пишут они.
Возможно, такая система могла бы быть обоснована, если бы она также не приводила к таким плохим результатам для здоровья по сравнению с другими богатыми странами. «Как это возможно, - спрашивают Кейс и Дитон, - что американцы платят так много, а получают так мало?» Они обвиняют врачей, больницы, фармацевтические компании и производителей медицинского оборудования. «Триллион долларов, которые с точки зрения здравоохранения являются расточительством и злоупотреблениями, с точки зрения поставщиков, является хорошо заработанным доходом». Опиоидная эпидемия только один из наиболее вопиющих примеров злоупотребления и несправедливости; в этой отрасли корпорации явно нажились на смерти.
Благодаря Кейс и Дитону понятие «смерти от отчаяния» стало обязательной ссылкой в анализе белого рабочего класса Америки. Авторы написали широко разрекламированную статью на эту тему в Proceedings of the National Academy of Sciences в 2015 году и продолжили совершенствовать свои исследования, в том числе в документе аналитического центра 2017 года, а теперь и в этом томе. Но стоит отметить вторую половину названия их книги. Несмотря на всю свою критику, Кейс и Дитон пришли писать о будущем капитализма, а не только о его провале. «Мы верим, что капитализм - чрезвычайно мощная сила для прогресса и добра, но он должен служить людям, а не заставлять людей служить ему», - пишут они.
К сожалению, их политические предложения, такие как всеобщее медицинское страхование, реформы корпоративного управления и использование неопиоидных альтернативных методов лечения хронической боли, не очень подробны и не соответствуют масштабу проблем, описанных авторами. В общих чертах Кейс и Дитон хотят лучше регулировать капитализм, а не заменять его «фантастической социалистической утопией». (Между этими вариантами есть много места сообщает рецензент.

) Авторы осуждают систему здравоохранения США как ********ие капитализма, созданное альянсом лоббистов и законодателей. «Закон, который должен был защищать слабых от погони за рентой сильными, все чаще поддерживает вытеснение», - пишут они.
Я бы очень хотел прочитать у Кейс и Дитона о кризисе с коронавирусом, чтобы увидеть, как они используют свой опыт в чрезвычайной ситуации, которая непропорционально затрагивает афроамериканцев и тех, кто находится на обочине нашей экономики, - остающаяся злая проблема, в которую возникает необходимость вмешаться в противовес убеждениям. Раскрывая недостатки американского здравоохранения и неравенства, укоренившиеся в нашей экономике, этот кризис может вызвать переоценку этих систем.
А если нет, то что будет?