Re: О несостоятельности марксизма. БФ!
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
Ключевые моменты:
-Критики глобализации ошибаются, когда говорят, что торговые соглашения были несправедливыми по отношению к Соединенным Штатам и Европе, говорит лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц.
-Но сторонники глобализации также ошибаются, когда говорят, что торговые сделки не играли роли в застое в доходах в большинстве развитых стран.
-По словам Стиглица, проблема заключается в том, что торговые соглашения продвигают корпоративные интересы за счет рабочих, как в развитых, так и в развивающихся странах.
Глобализация находится в центре экономического кризиса Америки. С одной стороны, критики глобализации винят ее в тяжелом положении страдающего среднего класса Америки. По словам президента Трампа, эти умные переговорщики из других стран высмеивали наших участников торговых переговоров. Мы подписали плохие торговые сделки, которые привели к потере рабочих мест в промышленности США. Эта критика глобализации вызвала огромный резонанс, особенно в тех
частях страны, которые пережили деиндустриализацию.
Сторонники глобализации, напротив, заявляют, что все это полная чушь. Америка извлекла выгоду из глобализации. Протекционистская политика ставит под угрозу все, что было достигнуто в результате торговли. В конце концов, говорят они, протекционизм не поможет даже тем, кто потерял работу из-за глобализации или стал свидетелем падения заработной платы. Им, США и всему миру будет хуже. Сторонники глобализации перекладывают вину за деиндустриализацию и американские проблемы на другие причины: реальным источником потери рабочих мест и низкой заработной платы неквалифицированных рабочих являются усовершенствованные технологии, а не глобализация - бред.
Более двадцати лет я критиковал способ управления глобализацией, но под совершенно другим углом. С моей позиции в качестве главного экономиста Всемирного банка было очевидно, что глобальные правила игры были наклонены - не против, а в пользу Соединенных Штатов и других развитых стран за счет развивающихся стран. Торговые соглашения были несправедливыми - в пользу США и Европы и в ущерб развивающимся странам.
Мысль о том, что наших торговых посредников обманули, смехотворна: мы получили почти все, что хотели, на торговых переговорах конца двадцатого века. Несмотря на сопротивление представителей развивающихся стран, мы обеспечили надежную защиту интеллектуальной собственности, которая защищает интеллектуальную собственность развитых стран, но не развивающихся стран. Нам удалось заставить страны открыть свои рынки для наших финансовых фирм - и даже принять те высокорисковые производные инструменты и другие финансовые продукты, которые сыграли центральную роль в нашем собственном финансовом крахе.
Это правда, что американские рабочие оказались в невыгодном положении - в частности, у низкоквалифицированных рабочих снизилась заработная плата, отчасти из-за глобализации. Но отчасти это связано с тем, что американские переговорщики получили то, о чем просили: проблема заключалась в том, как мы управляли глобализацией и с тем, чего мы хотели - торговые соглашения просто продвигали корпоративные интересы за счет рабочих как в развитых, так и в развивающихся странах. Мы как страна не сделали того, что должны были сделать, чтобы помочь работникам, пострадавшим от глобализации. Мы могли бы гарантировать, что глобализация принесет пользу всем, но корпоративная жадность была слишком велика. Победители не хотели делиться своими достижениями с проигравшими.
На самом деле им нравилось, что зарплата была понижена, поскольку американским рабочим приходилось конкурировать с рабочими из развивающихся стран. Это еще больше увеличило корпоративную прибыль.
Подход к торговле по правилу джунглей
Может показаться, что мы с президентом Трампом на одной стороне в этой битве против глобализации, но это неправильно. По сути, я верю в важность верховенства закона - системы, основанной на правилах, для управления международной торговлей. Точно так же, как нам нужно верховенство закона в нашей экономике - без этого ни одно общество не может функционировать, - нам нужна международная система, основанная на правилах. Трамп, напротив, хочет вернуться к правлению джунглей: когда между двумя странами возникает торговый спор, они «решают его», и побеждает более сильная страна. Его ошибочное мнение состоит в том, что, поскольку мы сильнее любой отдельной страны, мы выиграем все эти битвы, и тогда мы сможем создать режим международной торговли, служащий интересам США. Он упускает два важных момента: зачем кому-то еще присоединяться к такой системе, чтобы ими можно было воспользоваться, вместо того, чтобы сосредоточиться на торговых и других экономических отношениях с партнерами, которые ведут себя и относятся к другим достойно?
И другие страны могут и собираются объединяться, и хотя мы не сильно отличаемся по размеру экономики от Китая и Европы (в ближайшее время экономика Китая должна стать более чем на 30 процентов больше экономики США), если другие двое объединятся против нас - или к любому из двух других присоединится большое количество стран в «третьем мире» - наше кажущееся ПРЕИМУЩЕСТВО В СИЛЕ БЫСТРО ИСЧЕЗНЕТ.
Трамп ошибается, обвиняя глобализацию, будь то несправедливые правила торговли или нежелательных иммигрантов, в бедах страны, но сторонники глобализации также неправы, утверждая, что глобализация не сыграла никакой роли в тяжелом положении значительной части населения, чьи доходы стагнировали или пришли в упадок, и виноват только технический прогресс. Однако реальное бремя ответственности должно лежать на нас самих: мы неправильно справились с последствиями глобализации и технического прогресса. Если бы мы справились с этим хорошо, оба могли бы получить благословение, о котором заявляли их защитники.
Нам нужны более совершенные и справедливые международные правила. Но больше всего Америка нуждается в лучшем управлении изменениями, вызванными как глобализацией, так и технологиями.
Из книги Джозефа Стиглица «Люди, власть и прибыль: прогрессивный капитализм в эпоху недовольства». Авторские права © 2019 Джозеф Э. Стиглиц. Используется с разрешения издателя WW Norton & Company, Inc. Все права защищены.
Джозеф Стиглиц - профессор экономики Колумбийского университета и главный экономист Института Рузвельта. Он работал главным экономистом Всемирного банка и был председателем Совета экономических консультантов при президенте Билле Клинтоне. В 2001 году он получил Нобелевскую премию по экономике.