Смерть Папы Иоанна Павла II не была неожиданностью, и его огромное влияние на современный мир будет оценено и прокомментировано всеми, кто думает, что ему есть что сказать. Прежде чем объяснять один из менее известных аспектов его учения, следует подчеркнуть, что один из комментариев, который сейчас постоянно слышится, основан либо на глупости, либо на непонимании того, чем занимается католическая церковь: обвинение в том, что Папа был и остается "консерватором" - это ерунда.
Папа Иоанн Павел II, несомненно, был консервативным, когда комментировал католическую догму, но институт католической церкви основан на 10 заповедях и догмах, которые нельзя изменить. Правдивость и верность основам церковного учения не могут считаться консервативными.
На самом деле Иоанна Павла II называли «консерватором», потому что он был против абортов и некоторых других прогрессивных идей. Но если вы хотите, чтобы Папа был сторонником абортов, тогда вам нужна другая Церковь. Некоторые вещи, некоторые ценности, составляющие как веру, так и членство в католической церкви, не являются ни консервативными, ни либеральными, ни прогрессивными; они фундаментальны, неизбежны и неизменны.
У Папы Иоанна Павла II была конкретная задача, которую он реализовал во время своего почти 27-летнего папства: довести до конца те изменения в учении и поведении католической церкви, которые были начаты Вторым Ватиканским собором более 40 лет назад. До этого католическая церковь потеряла почти два столетия (18-е и 19-е), потому что отказалась признать, что мир изменился, что социальные и экономические вопросы являются одними из самых важных, что наступила современность.
Только со Вторым Ватиканским собором в Церкви начали меняться вещи, и влияние Папы Иоанна Павла II было огромным. Один из вопросов, на который Церковь не могла удовлетворительно ответить в течение почти трех столетий, касался ее отношения к экономике и обществу. Церковь делала все возможное, чтобы избежать однозначного одобрения капитализма.
После того, как Лев XIII впервые заявил - в известной энциклике Rerum Novarum в 1891 году - что есть такие люди, как рабочие и что существуют серьезные социальные проблемы, Пий XI в другой энциклике 1931 года, Quadrogesimo Anno, попытался показать, какие экономические подход соответствует вере. Он предложил корпоративистскую систему, и некоторые из его последователей говорили о «третьем пути» между капитализмом и социализмом. Единственной страной, которая с некоторым, хотя и весьма сомнительным успехом, ввела такие экономические механизмы, была Португалия Салазара.
Поэтому, когда через 100 лет после Льва XIII папа Иоанн Павел II издал свою энциклику Centesimus Annus, никто не ожидал, что впервые в истории Церковь одобрит свободную рыночную экономику и капитализм. Но слова Папы ясны и не оставляют сомнений. «Может показаться, что на уровне отдельных стран и международных отношений свободный рынок является наиболее эффективным инструментом использования ресурсов и эффективного реагирования на потребности. Но это верно только для тех потребностей, которые являются «платежеспособными», поскольку они наделены покупательной способностью и в отношении тех ресурсов, которые являются «рыночными», поскольку они способны получить удовлетворительную цену». Но Папа добавил: «Есть много человеческих потребностей, которым нет места на рынке».
Эта энциклика также содержала второе фундаментальное утверждение, касающееся идеи прибыли. «Церковь признает законную роль прибыли как показателя того, что бизнес функционирует хорошо. Когда фирма получает прибыль, это означает, что производственные факторы используются надлежащим образом и соответствующие человеческие потребности должным образом удовлетворены».
И снова Папа сделал оговорку: «Но прибыльность - не единственный показатель состояния фирмы. Финансовые счета могут быть в порядке, но люди, составляющие самый ценный актив фирмы, могут подвергаться унижению и оскорблению. Помимо того, что это недопустимо с моральной точки зрения, это в конечном итоге будет иметь негативные последствия для экономической эффективности фирмы".
Папа Иоанн Павел II не был последователем неолиберализма. Для него рынки и прибыль были не решением человеческих проблем, а механизмом, который использовался в моральных целях. Действительно, мы часто забываем, что рассуждения Адама Смита и Герберта Спенсера очень похожи. Оба они - два величайших мыслителя, продвигавшие идею свободного рынка, - также были философами-моралистами.
Для них, как и для Папы Иоанна Павла II, свободный рынок и прибыль были способами улучшить человечество. Иногда они были наивны, например, когда Спенсер надеялся, что богатые граждане почти автоматически станут хорошими гражданами и, таким образом, найдут естественным помогать тем, кто не добился такого успеха. Папа Иоанн Павел II тоже мог быть наивным, но только до определенного момента.
Все зависит от нашего представления о человеческой природе. Если мы верим, как считает католическая церковь, что человеческие существа несут бремя первородного греха, но способны к совершенствованию; что люди могут понимать, что хорошо, а что плохо, и могут выбирать между ними, потому что у нас есть свобода воли, тогда одобрение свободного рынка понятно и не наивно. Посредством этой энциклики Папа Иоанн Павел II перенес церковное учение из средневековья в современность.
Дебаты, начатые Папой о связи между свободным рынком и моральными проблемами, остаются незавершенными. По-прежнему необходимо бороться с искоренением злоупотреблений, сопровождающих капитализм, и его использованием на благо общества и человеческой морали. Папа Иоанн Павел II имел смелость поднять фундаментальные вопросы, которые нужно было задать. Будем ли мы продолжать спрашивать их без его руководства и подсказки?
Проф. Крол - декан истории Варшавского университета, заведующий кафедрой Erasmus и издатель Res Publica, ведущего интеллектуального журнала Польши.