[...] Я имею ввиду, что когда возникла проблема, можно было дать команду курсантам приготовиться и прыгать? было время и необходимые условия/высота или неизвестно?
Кроме этого поста, множество подобных побудило меня сесть и потратить один час времени, чтобы написать данный пост.
====================================================
Когда-то, занимаясь психологией (и ещё ранее занимался авиамоделизмом), читал трёхтомное руководство по предполётной диагностике и подготовке пилотов. Мы обыватели не совсем можем поставить себя на место пилота - из-за отсутствия в повседневной жизни специфического опыта. Но, самое скверное, мы всё-таки можем поставить себя мысленно на место пилота и ставим, но мы будем делать это ошибочно, неподозревая об ошибочности наших представлений.
Для того, чтобы хоть как-то более точно представить себе, нужно иметь знания сразу из нескольких достаточно далёких друг от друга и существенно отличающихся сфер жизни.
---------------------------------------------------------------------------
Для начала, начну с того что понятнее: пилоту приходится контролировать от 50 до 100 параметров - вспомните вид пилотской кабины. А есть такая штука, как "объём внимания" и он не безграничный. В разный режимах полёта требуется различная концентрация внимания. Посадочный и взлётный режимы требуют его значительно больше, чем, например, стационарный полёт.
Поэтому в случае нештатных ситуаций, и без того предельно загруженное внимание, нагружается этой ситуацией. И... внимания начинает банально не хватать. Как не напрягайся - даже притом, что в пилоты в результате жесточайшего отбора попадают люди со способностями куда выше, чем у среднего обывателя.
Во-вторых, в отличие от, например автомобиля, управляемого только в одной плоскости (и имеющего в норме две степени свободы), самолёт управляется во всех трёх плоскостях (и имеет все шесть степеней свободы).
---------------------------------------------------------------------------
Теперь к аэродинамике "на пальцах". Чтобы почувствовать, что происходит с самолётом при остановке одного двигателя до разворота лопастей винта в специальное положение (пресловутое флюгирование), выйдите во двор на детскую площадку, выберете себе на ней вертикальный столбик, расставленные в стороны руки, слегка разгонитесь в его направлении (так, чтобы не расшибиться), и "пролетите" по касательной, задев его расставленной рукой, поближе к корпусу. Вас крутанёт вокруг этого столбика.
С самолётом ещё хуже - его не подпирает снизу твёрдая земля: произойдёт тоже самое (крутанёт), и ещё его резко начнёт наклонять (кренить) в сторону закрутки. Т. е., если бы вы не бежали с туловищем вертикально, а горизонтально (как самолёт), то вас не только крутанёт вокруг столбика, а ещё и наклонит так, что одна рука уйдёт вверх, а другая (зацепившаяся) - вниз. Если с пространственным воображением туго, возьмите буравчик для винных пробок: самолёт начинает двигаться по такой спирали - причём крылья не горизонтально, а почти вертикально (крен), "ввинчивась" в сторону земли.
==============================================================
Теперь сложим вместе первое и второе. Самолёт идёт на посадку, внимание пилота предельно напряжено (ещё и в тёмное время суток) и без всяких "нештаток", внезапно встал двигатель, самолёт тут же потянуло в эту спираль вниз, высота и без того малая, надо сориентироваться за короткое время фатальной до встречи встречи с землёй, органами управления парировать это движение, и ещё устно отдать команду, например, на переключение винта во флюгирование, сильно уменьшающее это закручивающий момент. Скорость реакции исполнительных органов тоже конечная - это не как в быту: клацнул выключатель, свет зажегся. Напр., с турбовинтовым двигателем, нажатие на "педаль" газа, приводит к "взрёву мотора" через пять-десять секунд.
Теперь сядьте на табурет, запустите секундомер, крутанитесь на нём так, чтобы слететь с него (это имитация времени на понимание ситуации - а не "выпадения" пилотов из кресла: они пристёгнуты), затем быстро вскакивайте и садитесь на него обратно. Потом громко в слух произносите - "Отказ левого двигателя" (это вы за бортмеханика, а не за пилота). Теперь в слух - "Включить флюгирование". Остановите секундомер.
У меня получилось десять секунд.
В грубой, крайне упрощённой модели, - где мы на самом деле знали что именно нужно говорить за условного бортмеханика и за условного пилота; где нет отказа датчика (как об этом говорят), могущего ввести в заблуждение экипаж; нам не надо было тратить время на осмысление, что и кому сказать. Что и куда крутануть, повернуть, нажать, переключить... успев ещё дотянуться (а это тоже неучтённая здесь секунда-две). А техника тоже реагирует с задержкой, которая складывается, складывается с другими секундными задержками, а земля очень-очень рядом. Увы.
А самолёт не ждёт и всё это время неумолимо стремиться к и без того близкой земле...
А у них было только около 20 секунд...
Девочки, специально для вас риторический вопрос: Какие, нафиг, после этого команды на эвакуацию? (Парашюты у всех были.)
P. S. Ещё не перехотелось летать на пассажирских лайнерах?
P. P. S. Данный текст написан максимально простым и не строгим языком с кучей упрощений, т. к. он не для специалистов, а специально для рядового обывателя.