неплохая статья о тарифах
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
и выборка:
Мы начали заниматься вопросами организации задолго до «тарифного геноцида» – когда стала чётко видна тенденция плавного роста расценок и стало понятно то, что спасение утопающих, как всегда, дело самих утопающих в наших краях. У истоков ОСББ стояло 4 человека из моего дома – одна из активисток уже лет 5 не живет по адресу, но дело её живо.
Я вообще мог не заниматься этими вопросами – особенно сейчас с льготами по УБД, а раньше с вечными разъездами, но посчитал, что это вопрос безопасности, не только экономии. Свежи в памяти были бонусы в 90-е годы, когда от электропитания отключали целыми подъездами, а сети горели, не выдерживая десятков масляных обогревателей. Плюс приближался капитальный ремонт, начинали разрушаться балконы, пока ЖЭК притворялся ветошью и не отсвечивал.
Математика простая – 90 квартир платит в ЖЭК в районе 120 гривен. Раньше меньше, но покупательная способность этой суммы примерно сохраняется. После необходимых платежей почти всегда остаётся 4-5 тысяч гривен или их эквивалент раньше. Когда последний раз ЖЭК был замечен в проведении ремонтов или замене сетей? Примерно 60 тысяч в год шло мимо нас – причём без объяснений, нам просто демонстративно мочились в глаза.
Вот на этом и держался весь наш хрупкий механизм самоорганизации – злость и здоровый эгоизм. Самая большая проблема была сделать первый шаг – тепловой пункт на дом и счётчик. Наверное, меньше нервов я потратил в 14 году, когда рожал аккумуляторы и запчасти. Общение с бабушками, алкоголиками в 3 поколении и взрослыми детьми – это очень трудно. Как мы получили 50% подписей жильцов и деньги на закупку, которые потом нам должны были возместить когда-то потом (та еще *******) – можно ставить древнегреческую трагедию.
Дело пошло – на подъездах появились расчёты по платежам с соседними домами (примерно вдвое разницы в нашу пользу) и ноли в счетах за ЖЭК, в то время как жильцы содержали человека, ответственного за регулировку теплового пункта. Потом в том же стиле перекрыли крышу и вставили в подъезды пластиковые окна, чтобы уменьшить потери тепла – были откаты, признаюсь честно.
Машина тогда не ехала без откатов, но мы свою часть снова пускали в дело – меняли электросети, ставили входные двери в подъезды. А потом мы замутили ОСББ в подвале и начали варить. Нет, это не отсюда, а из «Во все тяжкие». Мы просто продолжили, как могли, решать наболевшие проблемы нашего дома – больше их решать было некому.
Три с половиной года работы, крайние три прошли мимо меня по понятным причинам – заканчиваем утепление подвала, свет в подъезде на датчиках, фонарные столбы во дворе (за освещение дома сумма упала где-то на 2\3), у многих заключены договоры на двухтарифное обслуживание по электроэнергии (там масса вариантов для бойлеров в режиме термоса, стиральных машин, зарядки ноутбуков, тёплых полов по льготным ценам после 11 вечера), несколько текущих ремонтов.
Также была решена одна из самых важных задач: отвязка от скрытых платежей на бесконечные ремонты и потери в сети – на входе стоит счётчик и дом постепенно превращается в термос, теперь мы платим только за то, что потребили. А не за то, что ТЕЦ растит траву под магистралями зимой. По итогам наше ОСББ продолжает держать разрыв с соседними домами вдвое по счетам, ещё на треть они опустятся, когда закончим утепление подвала.
55 квадратов отопления в этом сезоне – в районе 300 гривен. За всю квартиру чуть более 1000 гривен или 10% от средних расходов домохозяйства по моему региону. Другого выхода нет – и те, кто бредит об очередном «тарифном» Майдане и о массовых казнях чиновников, должны это понимать. Либо мы научимся экономить и платить за то, что мы потребили, либо реформа ЖКХ пройдёт сама собой – вместе с коллапсом сетей.