Спутниковая сеть пережила несчитанное количество мелких сбоев и аномалий в работе спутников. Экспресс-2 (отказ двигателей коррекции), Экспресс-АМ11 (разгерметизация), KazSat-1 (отказ системы управления), Экспресс-АМ2 (отказ системы поворота солнечных батарей), NSS-703 (полная выработка «рабочего тела» двигателей точной коррекции)… И да, Экспресс-МД1.
Был обычный рабочий день 4 июля 2013 года. Рутина: смотрели текущее состояние сети и каналов, работали с планами ближайших расширений и изменений, решали какие-то мелкие проблемы (на большой сети обязательно что-то происходит). Время шло к обеду, я решил пойти чайку налить. И тут краем глаза увидел кучу вывалившихся аварий на экране системы мониторинга.
Одновременное появление большого количества аварий или аварий по многим направлениям вполне может быть, например, ливнем на одной из центральных станций. Но тут-то я вижу, что одновременно рухнули каналы, приземляющиеся и в Улан-Удэ, и во Владивостоке.
Все несущие сначала просели, потом практически восстановились, а потом очень быстро пропали полностью. Это очень характерная картина для случая, когда спутник теряет ориентацию. Поэтому, набирая номер дежурной службы ГПКС, я уже готовился услышать худшее.
ГПКС подтвердил наличие проблем со спутником, но никакой конкретики не было (официальное подтверждение аварии и ее предположительные причины были озвучены только дня через три). По неофициальным каналам была подтверждена моя догадка о потере спутником ориентации.
....................
Немного мистики. Точка 80 градусов восточной долготы — однозначно какая-то несчастливая. Судите сами: последний спутник, который без аварий и приключений отработал в этой орбитальной позиции от и до (и даже заметно больше), — это советский «Горизонт». А дальше:
Экспресс-2, запущенный в эту точку на смену «Горизонту», — отказ двигателей точной коррекции, невозможность стабилизации спутника на орбите. Сам спутник проработал еще очень долгое время в режиме inclined orbit (ЗССС, работающие через такие спутники, обязательно должны иметь систему автосопровождения за спутником);
Экспресс-АМ2, пришедший на замену Экспресс-2, — отказ механизма управления солнечных батарей, невозможность круглосуточной работы спутника под нагрузкой. Экстренная замена на «малый спутник» Экспресс-МД1;
плановую замену Экспресс-МД1 должны были сделать полноценным тяжелым спутником Экспресс-АМ4. Отказ разгонного блока, угроза столкновения с Экспресс-МД1 (тогда еще работающим), потеря спутника;
после неуспешного вывода Экспресс-АМ4 ему вдогонку был запущен Экспресс-АМ4Р. Взрыв 3-й ступени ракеты-носителя при запуске.
Ну и, наконец, Экспресс-МД1 — потеря ориентации, прекращение работы.