Очередной скандал вокруг Основ православной культуры возник в День знаний

Простите, преподавать что?
То, что с честью и с прекрасным знанием предмета - конечно же бесспорно, но что преподавать?
Биографию Шевченко? Биографию Пушкина? Картинографию Шишкина? Левитана? Брюллова?
Со священниками я знакома не только, наблюдая их в храмах или по телевизору, и тем более плохо себе представляю, о какой культурологии, кроме основ православия с основами соответствующей ритуалистики может идти речь.
Быть может, мы с вами толчемся вокруг да около? Тогда просто набросайте план такого урока, сразу же станет понятно, о чем речь.
Предупреждаю: "великие русские художники/писатели о православии" - это не предмет, который ведет священник. Это - предмет, который ведет профессиональный историк мировой культуры, в том числе и специализирующийся на русской культуре определенных периодов, как это принято во всем мире (слава богу, хоть здесь мы соответствуем), так что на это лучше не съезжать.

Посилання видалено
Посилання видалено
Посилання видалено
 
Останнє редагування:
Ну их же там не обучают преподавать детям? ... + вариант был бы - создание некой программы и добровольное посещение уроков с согласование с родителями, эфект был бы не плохим, без системы оценок, как простые общеобразовательные лекции, и тот же православный священник мог приглашать тех же: раввина, имама или пастора, для проведения уроков, паралельно упор был бы на знакомство не только с религией, но и с культурой народов ее исповедующих ...
 
Не очень поняла вопрос?
Священнослужителей обучают в специальных училищах, педик-то здесь при чем?:)

У вищих і середніх духовних навчальних закладах викладається і педагогіка і психологія. Крім того, багато священнослужителів мають вищу світську освіту.
 
Ну их же там не обучают преподавать детям? ... + вариант был бы - создание некой программы и добровольное посещение уроков с согласование с родителями, эфект был бы не плохим, без системы оценок, как простые общеобразовательные лекции, и тот же православный священник мог приглашать тех же: раввина, имама или пастора, для проведения уроков, паралельно упор был бы на знакомство не только с религией, но и с культурой народов ее исповедующих ...

Про це, власне, і йдеться. Про факультатив, а не про обов'язковий курс. Звичайно в Татарстані, місцях компактного поселення мусульман та ін. факультативно можна викладати й відповідні курси. В чому проблема?
 
olku, если изначально будет разделение по религиям, то такой предмет действительно не нужен ... нужен комплексный, дающий информацию обо всех ...
 
olku, если изначально будет разделение по религиям, то такой предмет действительно не нужен ... нужен комплексный, дающий информацию обо всех ...

Такий вже є. Світський курс "Основи релігієзнавства" або просто "Релігієзнавство".
 
Справа ось у у чому
Стаття 35. Кожен має право на свободу світогляду і
віросповідання. Це право включає свободу сповідувати будь-яку
релігію або не сповідувати ніякої, безперешкодно відправляти
одноособово чи колективно релігійні культи і ритуальні обряди,
вести релігійну діяльність.

Якщо держава гарантує свободу сповідувати будь-яку релігі. або не сповідувати ніякої, то вона має забезпечити права і задовольнити потреби як віруючих, так і не віруючих громадян.
 
Посилання видалено
Посилання видалено
Посилання видалено
Открыла первую ссылку и приложенный документ.
По первой ссылке:
Курс «Основы православной культуры» ставит своей целью:
·воспитание патриотизма;
·формирование целостного восприятия мира;
·изучение православной этики, как традиционной этики русского народа;
·выработку этических принципов, определяющих качество межличностных отношений, воспитание культуры общения;
·воспитание волевых качеств, культуры мысли и чувства;
·предупреждение возможных тупиков личностного развития;
углубление знаний по истории России и Русской Православной Церкви;
·знакомство с православным богослужением;
·знакомство с основами церковного искусства;
·знакомство с мировыми религиями;
·знакомство с деятельностью сект;
изучение причин религиозной эксплуатации и конфликтов на межнациональной и религиозной почве и методов их предупреждения
.
Где культура? Не история и практика отправления христианской религии, а культура?

Во вложенном документе:

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 7
1 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1
«МЫ И НАША КУЛЬТУРА»…………………………..
2 КЛАСС
РАЗДЕЛ 2
«МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» 8
3 КЛАСС
РАЗДЕЛ 3
«О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ БИБЛИЯ» 12
4 КЛАСС
РАЗДЕЛ 4
«ПРАВОСЛАВИЕ — КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩАЯ
РЕЛИГИЯ РОССИИ»
15
5 КЛАСС
РАЗДЕЛ 5
«ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК» 20
6 КЛАСС
РАЗДЕЛ 6
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» 22
7 КЛАСС
РАЗДЕЛ 7
«РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО И ПРАВОСЛАВИЕ» 27
8 КЛАСС
РАЗДЕЛ 8
«ХРИСТИАНСТВО В V–XV вв.» 30
9 КЛАСС
РАЗДЕЛ 8
«ХРИСТИАНСТВО В XVI–XX вв.» 34
10 КЛАСС
РАЗДЕЛ 10
«ДРЕВНИЕ РЕЛИГИИ» 40
11 КЛАСС
РАЗДЕЛ 11
«СОВРЕМЕННАЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ
КАРТИНА МИРА»
43
Где культура? Не православие в школе, а культура где?
Но это еще не все.
Знания, умения и навыки,
которыми должен овладеть школьник по окончании курса
По окончании изучения курса «История религиозной культуры» предполагается получение школьниками энциклопедических, богословских, историко-культурологических знаний в области мировых религий, религиозно-философских течений, сектантства, древних религий, славянской мифологии, православных видов богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.Учащиеся должны хорошо знать текст Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета, уметь читать и понимать содержание церковнославянских текстов, хорошо знать историю, значение и традиции православных праздников. Кроме приобретения перечисленных знаний и навыка чтения текстов на церковнославянском языке, учащиеся в результате освоения курса должны уметь работать с историческими документами, картами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.
Где культура?


И это еще не все.
Часть I (начальная школа). «Роль религиозной культуры в жизни человека»
1. «Мы и наша культура» для 1 класса
2. Мир вокруг и внутри нас» для 2 класса
3. «О чем рассказывает икона и Библия» для 3 класса
4. «Православие – культурообразующая религия России» для 4 класса
Где культура?
Вот этот раздел - как раз по обсуждаемой теме:
6 КЛАСС
РАЗДЕЛ 6
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Пошла посмотрела раздел на 22-й странице.

РАЗДЕЛ 6. «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» — 34 часа
/Повторение и углубление учебного материала, изученного в 1-5 классах /
Вводный урок. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ — 1 ч
О чем рассказывает история религиозной культуры.
Для чего нужно изучать историю религиозной культуры.
Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИИ» — 6 ч
Роль Православия в жизни российского общества. Понятие о культурообразующей религии. Государство и Церковь.
Возникновение Православной Церкви. Значение слов «православие» и «ортодоксия». Апостольский, Поместные и Вселенские Соборы. Борьба с еретическими учениями. Никео-Цареградский Символ веры.
Отделение Римской Церкви. Возникновение протестантской традиции.
Истоки и традиции православного вероучения: суть учения, догматы, понятие о тринитарном учении и христологии.
Источники знаний о Боге: Священное Писание, Священное Предание и окружающий мир. Понятие религиозного чуда. Туринская плащаница.
Славянское язычество.
Появление первых христиан на Руси.
Святая равноапостольная княгиня Ольга и ее сын Святослав.
Первые христиане-мученики на Руси: варяги Федор и Иоанн. Святой равноапостольный князь Владимир. Крещение Руси.
Тема 2. «СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ» — 8 ч
Библия: история создания, композиция.
Книги Ветхого Завета и книги Нового Завета. Канон.
Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира и человека, грехопадение, Каин и Авель, всемирный потоп, Содом и Гоморра, Авраам и явление Троицы, пророк Моисей, получение Моисеем Заповедей Божиих, пророки Ветхого Завета и Мессии.
Книги Нового Завета. Содержание Евангелия.
Тема 3. «ХРАМ — ДОМ БОЖИЙ» — 7 ч
Храм как явление общественной жизни россиян.
Назначение храма. Разновидности храмов.
Прообраз храма — ветхозаветная Скиния собрания и откровения. Устроение Скинии в книге «Исход».
Древнее культовое зодчество на Руси. Первые христианские храмы, развитие зодчества после крещения Руси. Древнейшие из сохранившихся храмов в России. Особенности строительства храмов; используемые материалы. Крестово-купольная система. Шатровый стиль в России. Название основных частей храмового здания.
Внутреннее устроение храма. Символическое значение и назначение частей храма. Алтарь. Его устроение. Иконостас: расположение икон на иконостасе, Царские врата, диаконские врата, ярусы (чины). Храмовые предметы и их назначение.
Святыни-храмы православного мира. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме. Благодатный Огонь над Гробом Господним. Благодатный огонь, доставленный в мае 1992 г. в Россию.
Новый Иерусалим.
И тыды.
Вы уверены, что это не уроки православия?
 
Оттуда же, из 6-го класса.

История возникновения выражения «сорок сороков» (о московских храмах). Храмы Московского Кремля.
Тема 4. «РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО» — 10 ч
Религиозная тематика в искусстве разных народов.
Истоки и своеобразие русской культуры. Творчество русских художников и поэтов на религиозные темы.
Церковное искусство. Назначение и особенности православного искусства. Русская икона, ее назначение, содержательные и изобразительные особенности.
Иконопись на Руси: творческая переработка русскими мастерами византийских традиций.
Предание о первой иконе: Спас Нерукотворный.
Русские иконописцы: Алипий, Феофан Грек, Андрей Рублев и другие. Особенности иконотворчества. Представление об исихазме.
Разнообразие Богородичных икон. Первые иконы Богоматери.
Иконография Богородичных икон. Иконографические типы: Оранта, Одигитрия, Елеуса, Панахранта, Агиосаритисса.
Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Владимирская, Казанская, Новгородская и Курская иконы «Знамение», Державная, Донская иконы Божией Матери.
Иные виды православного искусства: фреска, мозаика, церковное пение.
Символы православного искусства.
Тема 5. «АГИОГРАФИЯ» — 3 ч
Что такое «агиография»? Жития святителя Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца.
Жития святого благоверного Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского.
Жития преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского
Вопрос: где культура? Светская культура? А не церковная история и не церковная ритуалистика?
 
Справа ось у у чому
Стаття 35. Кожен має право на свободу світогляду і
віросповідання. Це право включає свободу сповідувати будь-яку
релігію або не сповідувати ніякої, безперешкодно відправляти
одноособово чи колективно релігійні культи і ритуальні обряди,
вести релігійну діяльність.

Якщо держава гарантує свободу сповідувати будь-яку релігі. або не сповідувати ніякої, то вона має забезпечити права і задовольнити потреби як віруючих, так і не віруючих громадян.
Угу. Дело в том, что несовершеннолетний ребенок недееспособен. Только его родители или опекуны в праве решать, что и как ему изучать. В самом первом посте было сказано: факультативно.
И это - правильно. Родитель сам должен решать - посещать его ребенку такие уроки или нет.
И никакой представитель никакой конфесси, а тем более государство, являющееся светским, не в праве решать это за них.
И я таки не поняла - а к чему была приведенная вами статья? Ведь это же уроки КУЛЬТУРЫ, а не изучения православия? Или таки именно изучения православия? ;)
 
Разве есть такой курс? ... не знал ... у меня его не было ...

Свобода - не означет, того что в школах должны обязательно вестись уроки представителями различных религиозных групп, обеспечение - это не создание условий, а создание отсутсвия препядствовий, для условий - есть воскресные школы и вариации ...
 
Такий вже є. Світський курс "Основи релігієзнавства" або просто "Релігієзнавство".
А чем не подходит общий обзор мировых религий? В общеобразовательной школе это как раз и логичнее?
 
Ірка, так я не зрозумів, ми про культуру, чи про православну культуру?
ульту́ра (от лат. cultūra) —

1. набор правил (часто неформальных), стереотипов и норм поведения
2. результатов творчества, свойственных некоторому обществу; совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей
3. человеческая способность эти ценности производить и использовать; является важнейшей характеристикой человеческой жизнедеятельности.

Следующее распространённое понимание понятия культуры слагается из трёх составляющих:

1. Жизненные ценности;
2. Нормы поведения;
3. Артефакты (материальные произведения).


Культурой называется позитивный опыт и знания человека или группы людей, ассимилированный в одной из сфер жизни (в человеке, в политике, в искусстве и т. д.).

История понятия «культура»

1. Слово культура в переводе с латинского означает возделывание, взращивание. Культура — это то, что связано с человеческой деятельностью.
2. Цицерон вводит новый смысл понятия «культура». Культура — возделывание души человека. Из этого формируются определенные качества humanitas, что в переводе с латинского означает «человечность». Это стремление занять определенную должность, знание к поэзии, образованность.
3. Корень слова «культура» — «культ» переводится как верование, почитание богов. Это слово носит религиозный смысл.
4. Культура — то, что противостоит хаосу, то есть «беспределу».
5. Культура — то, что связано с человеком а не с природой. Культура — вторая природа


Религиозная культура в современном мире является особой формой общественного бытия, развития цивилизации, характеризующаяся особыми условиями существования, т.е. преобладанием в обществе и человеке духовных, (нравственных ценностей) интеллектуальных качеств над материальным фактором. Это явление, выступает основополагающим моментом, который во многом предопределяет развитие российского государства в целом.


В современной России, где христианство традиционно поддерживается на официальном уровне, идет заметное усиление его влияния на развитие культуры и наблюдается возрастание интереса к религиозным проблемам.

Культура – эта сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни всего общества. Существуют различные точки зрения на культуру, что свидетельствует о разнообразии взглядов в социальной философии и культурологии. Например, культура рассматривается как единство художественного стиля в жизни народа (Ницше), сверхорганический культурный универсум (П. Сорокин), была представлена как совокупность качественных достижений, отдаливших жизнь людей от животных, регулирующими отношения между людьми (З. Фрейд).

Другие мыслители подчеркивают, что культура – это проявление наивысших ценностей путем культивирования высших человеческих качеств (Хайдеггер), культура служит системой организации людей для решения возникающих в обществе проблем (Дж. Форд).

В русской философской мысли понятие "культура" анализировалась с различных позиций, но традиционным было восприятие культуры как духовной сущности народа, объединяющей ценностные воззрения и установки каждой личности, всей социальной общности.

Так, например, во второй половине XIX века отечественный философ и оригинальный мыслитель Н. Я. Данилевский представил идею развития мироздания как проявление в историческом пространстве различных культурно-исторических типов, их "культурной деятельности", включающей религию. Идея развития всемирной истории была представлена философом как разновременное, разноплеменное, разноместное движение культурно-исторических типов или самобытных цивилизаций. Он писал, что человечество мозаично, оно не представляет собой единого целого, так как "до сих пор развитие человечества шло не иначе как через посредство самобытных культурно-исторических типов, соответствующих великим пленам, т.е. через посредство самобытных национальных групп". (Данилевский Н. Я. россия (страна-террорист) и Европа. М., 1991. С. 112). Мыслитель считал, что "источник бытия" культурно-исторических типов – это "национальная истина", которая различна и многообразна, неповторима и уникальна как и "культурная деятельность" каждой самобытной цивилизации.

Взаимосвязь развития культурно-исторических типов (социокуль-турные контакты), по мысли философа, свидетельствуют о признании важности "культурной деятельности" и духовного бытия самобытных цивилизаций, т.е. религиозной культуры.

Таким образом, культура синтезирует целостный исторический фактоор, возникающий на основе религиозно-территориального, этнического, языкового, политического единства (общности), проходящий этапы зарождения, развития и упадка.





І ще: Посилання видалено
 
Останнє редагування:
Ірка, так я не зрозумів, ми про культуру, чи про православну культуру?
Угу. Значит, я не зря возмущаюсь. Таки уроки православия в школе. Верно?
Потому что вот здесь
Следующее распространённое понимание понятия культуры слагается из трёх составляющих:
1. Жизненные ценности;
2. Нормы поведения;
3. Артефакты (материальные произведения
).
В тех документах, которые вы привели и которые я процитировала рассматриваются пп.2.3 только с точки зрения поведения православного, а п. 3 рассматривается только с учетом церковной живописи. А остальное где?
Значит, все таки одна религия, пусть и доминирующая таки в стране пытается таким образом насильно заставить детей, не имеющих навыка критического мышления предпочесть православие другим вероисповеданиям, ставя изначально в невыгодное положение представителей других конфессий - тем никто не предоставил возможности вести агитацию в школах.
 
Ірка, ви весь шукаєте якісь "происки врагов". По-перше, йдеться саме про факультивне викладання, а не обов'язкове. По-друге, не бачу жодного криміналу в тому, що моя дочка вивчатиме саме православну культуру. По-третє, ви можете дати гарантію, що дітям з некритичним мисленням без згоди батьків вже викладають щось подібне до вульгарної теоріїї еволюції, валеології та діанетики? Вводять уроки християнської етики, яку викладають вчительки в кращому разі мови та літератури, натомість, погодьтесяце краще вийшло у людини, яка має духовну освіту, не обов'язково священик. Скоро дійде до того, а подекуди вже доходить, що вчителі розказують про те, що одностатеві стосунки це нормально. І це згадав тільки те, що згадалося одразу. Є багато іншого.
 
Останнє редагування:
:( Вся проблема в том, что при заявленной свободе вероисповедания и светскости государства обязательными уроки православия в государственной школе быть не могут, а если они становятся обязательными, это становится навязыванием и ущемляет в правах другие конфессии.
 
Ірка, ви весь шукаєте якісь "происки врагов". П-перше, йдеться саме про факультивне викладання, а не обов'язкове. По-друге, не бачу жодного криміналу в тому, що моя дочка вивчатиме саме православну культуру. По-третє, ви можете дати гарантію, що дітям з некритичним мисленням без згоди батьків вже викладають, щось подібне до вульгарної теоріїї еволюції, валеології та діанетики?
Вот смотрите: мы с вами начали с обсуждения артефактов светской культуры. А ведь эти люди, о которых мы с вами говорили тоже были православными и часть их произведений - о православии. И это - истиная культура страны. Где это все? У того же Брюллова "Гибель Помпеи". Где изучение творчества художника? Где изучение работы? Процитированные вами стихи - где все то же самое?
Я уже сказала: прекрасно, что факультатив - это дает право выбора тем, кто хочет изучать православие, а не культуру, или тем, кто не хочет его изучать.

Но какой-то иезуитский подход. Те варианты программы, которые вы мне показали - это чистое православие, нормальный курс православия, название вводит в заблуждение и не охватывает культурные пласты в стране, кроме как изучение православной церкви.
 
Вот смотрите: мы с вами начали с обсуждения артефактов светской культуры. А ведь эти люди, о которых мы с вами говорили тоже были православными и часть их произведений - о православии. И это - истиная культура страны. Где это все? У того же Брюллова "Гибель Помпеи". Где изучение творчества художника? Где изучение работы? Процитированные вами стихи - где все то же самое?
Я уже сказала: прекрасно, что факультатив - это дает право выбора тем, кто хочет изучать православие, а не культуру, или тем, кто не хочет его изучать.
Но какой-то иезуитский подход. Те варианты программы, которые вы мне показали - это чистое православие, нормальный курс православия, название вводит в заблуждение и не охватывает культурные пласты в стране, кроме как изучение православной церкви.

Ну правильно, і тому цей курс називається "Основи
православної культури", а не "Культурологія", або "Історія світової та вітчизняної культури".
 
Ну правильно, і тому цей курс називається "Основи
православної культури", а не "Культурологія", або "Історія світової та вітчизняної культури".
Нет, не правильно. Они должны называться основы православия - согласно их содержанию.
В противном случае я не очень понимаю, зачем вы в первых постах этой темы говорили мне о том, что вся культура России до 17-го года была завязана на православии.
 
Але як розказувати про православну культуру, якщо не знати азів православ'я? Як на мене, програма, та, що в атачменті, доволі виважена, якраз з цієї позиції. ІМХО, звичайно.
 
Назад
Зверху Знизу