"…будь возможность образовать государство из мудрецов, конечно, не было бы нужды в подобном образе действий; но так как всякая толпа легкомысленна и преисполнена нечестивых вожделений, неразумных стремлений, духа насилия, то только и остается обуздывать ее таинственными ужасами и грозными зрелищами". Слова наследственного греческого аристократа, записанные им за 22 века до нынешних времен, довольно точно передают некоторые особенности нашего здесь и сейчас.
Несомненно, что нынешняя "аристократия", и не только, в большинстве своем не читала дошедшие до нас пересказы шестой книги его "Всеобщей истории", и вообще не слыхала о Полибии. Не беда, Джимми Уэйлс не хуже Сэмюэля Кольта уравнивает шансы. Ищите, как говорится, да обрящете. Речь пойдет о другом.
Греческий военачальник и римский заложник восхвалял богобоязнь римлян, составляющую, по его мнению, саму основу их государства – "…оно у них облекается в столь грозные формы и в такой мере проходит в частную и государственную жизнь, что невозможно идти дальше в этом отношении". Профит, извлекаемый римлянами из подобного взгляда на жизнь, судя по всему, до сих пор не дает покоя отдельным жильцам одной …-й части суши и сопредельных государственно-территориальных образований. А сколько бы добавилось поддержки народных, как говорится, масс, если бы они узнали, что "…у эллинов, не говоря уже о прочем, люди, ведающие общественное достояние, неспособны исполнить данное обязательство даже в том случае, если им доверяется один талант, и хотя бы при этом было десять поручителей, наложено было столько же печатей и присутствовало вдвое больше свидетелей; напротив, у римлян обязательство достаточно обеспечивается верностью клятве, хотя бы должностные лица или послы имели в своем распоряжении большие суммы". Конечно, "общественное достояние" пришлось бы заменить "бюджетом", а "талант" выразить в единицах национальной валюты, но оно того стоит. Кем заменять "эллинов" и "римлян" зависит от местной специфики. Чуть-чуть портит картину мысль о том, что государственное благочестие римлян сопровождалось мощным потоком военной ренты с тех, у кого с богами и субординацией было похуже. У некоторых наших современников, правда, уже есть углеводородная рента, а там, чем черт не шутит, и военная поспеет. Впрочем, не будем уг-лубляться в тему, по уровню неисчерпаемости превышающую ленинский электрон.
Упомянутые идеи этого свидетеля падения Карфагена касаются не религии как таковой, а религии как средства правления. "…древние намеренно и с расчетом внушали толпе такого рода понятия о богах, о преисподней, напротив, нынешнее поколение, отвергая эти понятия, действует слепо и безрассудно". Средства правления при помощи заведомой лжи. С точки зрения Общего Дела это греховно, аморально, предосудительно и недопустимо. Как может обычный человек не то чтобы влиять на политику, а и управлять собственной жизнью, если его намеренно вводят в заблуждение, если он не понимает действующих в мире сил? Отношение Общего Дела к такой политике лучше всего передают слова американского писателя-натуралиста Edwin Way Teale, сказанные им всего через пять лет после окончания войны, в которой погибло более 60 млн. человек. "С моральной точки зрения сказать «мне все равно, правда это или ложь, лишь бы меня устраивало» так же скверно, как наплевать, откуда у тебя берутся деньги — лишь бы водились". И не малую роль в развязывании той войны внесла политика тогдашних правителей, та политика, у которой столь много последователей и сегодня – истиной является то, что авторитарно преподносится народу санкцией свыше. Вдумайтесь! Наибольшее число жертв понесли те народы, которые позволили своей "элите" врать им в наибольшей степени. И не важно, победителями или побежденными считают себя потомки выживших. Эхо той бойни, порожденной чудовищной ложью о расовом превосходстве и классовой ненависти, не утихает до сих пор, по прошествии почти семидесяти лет. А то, что произошло позже – красные кхмеры, хунвейбины, хуту и тутси, несть числа примерам! – отнюдь не вселяет оптимизма в то, что подобное больше невозможно. Возможно, более того, обязательно случится большая кровь, пока неразлучная парочка – ложь и невежество – правит бал в умах и сердцах людей, превращая историю в дурную бесконечность повторения одного и того же сценария, но всякий раз с разными актерами, вооруженными все более совершенными средствами лжи и уничтоже-ния.
Слова Линкольна о том, что "нельзя дурачить весь народ все время" дают очень мало надежды. Те, кто дурачит, их можно называть как угодно, но только ***** назовет их дураками. Всякая ложь имеет свое время и свою цель. И всякая ложь питается из одного источника – людского невежества. Невежества и косности мышления, которые губят народы. Неисчислимы бедствия, которые люди причиняют себе и друг другу не по глупости, а по невежеству, потому что не знают ни себя, ни окружающего их мира. Снова и снова в нас пробуждаются расовые и национальные предрассудки, снова и снова приходится затягивать пояса, снова и снова подвергается испытанию мужество и национальная гордость. И тут же оживают привычки, приобретенные нами за неисчислимые века мучительного восхождения из сладостной тьмы животного бездумья к холодному и неуютному бремени разума. Отчаяние нередко побуждает человека избавиться от непосильной ноши самостоятельного мышления. Ложь правящих обращается к той мощной эмоциональной потребности, которую невозможно удовлетворить, особенно в лихие времена. Люди мечтают о полной определенности, они стремятся к ней, они желают обладать истиной. Простые ответы на вопросы – кто виноват, как жить дальше, во что верить, и к чему стремится. Ложь правящих зачастую выдает желаемые большинством простые и понятные вещи за действительное, путь к которому преграждает враг. Узнав врага, мы отбрасываем всякие сомнения и скептицизм, и порочный круг замыкается. Сомкнувши нас в едином порыве, кукловоды достигают своих целей, оплаченных нашим потом и кровью. Случается, что они гибнут, увлекая за собой многих.
Старый грек знал, о чем писать: "…превосходство точного знания и искусства полководца перед невежеством и неосмысленным способом действий солдата … истребил множество мятежников без битвы … невежество противника – лучший залог успеха для человека сведущего". Создается впечатление, что нынешние последователи древнего аристократа целиком разделяют его мысли об отношении народа и правителей в трудные времена. "…когда … граждане начинают переступать меру справедливости в погоне за должностями и в прочих вожделениях…наступает поворот к упадку, вызываемый властолюбием граждан и пренебрежением к скромному положению; к ним присоединяется спесивость и расточительность. Народ будет только завершителем переворота, когда он вообразит, что любостяжание одних нарушает его выгоды, когда, с другой стороны, лесть честолюбцев преисполнит его высокомерия. Тогда разгневанный народ, во всем внимая голосу страсти, отказывает властям в повиновении, не признает их даже равноправными с собою, и все дела желает решать сам. После этого государство украсит себя благороднейшим именем свободного народного правления, а на деле станет наихудшим из государств – охлократией".
Опасаясь – небезосновательно! – такого финала, современные правители, через покорные им и наиболее доступные для народа средства информации подают ему как истину некритически передаваемые мифы, готовые ответы, уклоняясь от скептического ****иза, умело манипулируя человеческим любопытством и страхом, подменяя опыт авторитетом и таким образом превращая народ в самодовольных жертв собственного невежества.
А ведь обычный средний человек достаточно умен и любознателен. Он хочет знать и понимать. Беда зачастую лишь в том, что знание попадает к нему, пройдя через поганые фильтры. СМИ, в большинстве своем, жестоко нас подводят. В наше сознание просачиваются выдумки и вздор. Наличествуют гигабайты сомнительной информации – приманки для легковерных. И очень трудно бывает услышать или разыскать сдержанные скептические высказывания. Скептицизм властям не к чему. Естественно, что мы не можем многого знать, но разве это дает им право лгать нам? Нагло и цинично врать, систематически промывая нам мозги?
За примером далеко ходить не надо. Возьмем Россию. При царизме цвела пышным цветом государственная религия, выпалывая всякую независимую скептическую мысль. При коммунистах всякая религия подвергалась гонениям, за исключением главного суеверия – идеологии, а по сути мистического культа, который рядился в тогу науки и был возведен в ранг религии. Стоило ослабнуть, а затем распасться Союзу, и газеты и телевидение были просто затоплены потоком суеверия и мракобесия. А сейчас, "вставая с колен", в лучших традициях Пауля Йозефа Геббельса их правители находят под боком фашизм, восхваляют отдельные действия фюрера и законодательно запрещают заниматься этим всем остальным. И религия государственная намечается. Стойкое ощущение déjà vu. Время обратилось вспять.
Общее Дело не предлагает готовых рецептов. Дав себе труд подумать, всякий разумный человек поймет, что невозможно одним махом победить невежество и выпутаться из заблуждений. Самое большее, на что мы рассчитываем – увеличить число тех, кто готов принять "заповеди скептика, сознающего свое невежество, и готового бороться с ним во имя лучшего будущего".
1) Не доверяй авторитетам. Утверждения самого авторитетного и, особенно, авторитарного лица подлежат такой же точной проверке, как и любые другие. Ошибки начальства, как можно убедится хотя бы на примере Второй Мировой Войны, обходятся дорогой ценой.
2) Признавай факты, особенно противоречащие твоим предубеждениям и ожиданиям. Ищи баланс между открытым приятием новых идей и разумным скепсисом. Зачастую это единственный способ сохранить ясность мышления в эпоху перемен, когда харизматические лидеры во много раз усиливают свою власть, говоря людям то, что они хотят слышать.
3) Не потакай себе, критически относись к своим выводам. Не подтверждения им ищи, а опровержения. Помни, что один факт "против" стоит больше, чем тысяча фактов "за". Не забывай об извечном человеческом искушении подтасовывать доказательства под собственные желания, отворачиваясь от фактов, которые им противостоят.
4) Ищи союзников. Хотя слово лжи, повторенное хоть миллион раз, не становится правдой, оно с легкостью совращает невинных и ломает дух слабых. Вместе мы сила.
5) Будь готов к тому, что возможна ситуация, когда свое право на свободу и независимость мысли нужно отстаивать с оружием в руках.
https://www.facebook.com/profile.php?id=100008259242733&ref=tn_tnmn
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.