16 октября 2015 года нашими юристами было отправлено письмо в автомобильный салон, в котором совершалась покупка автомобиля, и официальному импортеру Volkswagen (ООО «Порше Украина) в Украине от лица потребителя, который приобрел в 2013 году автомобиль Volkswagen с дизельным двигателем, с просьбой предоставить информацию относительно машин, на которые было установлено вышеупомянутое программное обеспечение. Также в письме была просьба указать реальный выброс углекислого газа в атмосферу. Получив эти письма еще в октябре, ни автосалон, ни импортер вплоть до сегодняшнего дня не изыскали возможности предоставить на них ответы.
Спустя пять месяцев, 25 марта 2016 года, мы отправили еще по одному письму в автосалон и импортеру с просьбой устранить недостаток, который присутствует в автомобиле на протяжении 14 дней (что опять же предусмотрено законодательством).
На эти письма мы получили ответ, краткую суть которого можно изложить следующим образом: «Спасибо, что обратились к нам. В вашем автомобиле недостатка не обнаружено, а вообще во всем мире есть только девять автомобилей с «фальсификаторским» программным обеспечением».
И это после того, как генеральный директор VW Group ушел в отставку в связи с данным скандалом, признав, что предприятия возглавляемой им Группы устанавливали это ПО в автомобили с дизельным двигателем. С тех пор VW Group уже отозвал около 100 000 автомобилей для устранения этого недостатка, а самой Группе грозит штраф порядка $11 млрд.
В ответе также было указано, что наш клиент может проверить, установлено ли в его автомобиле ПО, занижающее показатели выброса CO2, путем ввода V.I.N.-кода на официальном сайте. Воспользовавшись этим предложением, мы получили ответ, что данное программное обеспечение в «нашем» автомобиле присутствует, и что нам необходимо обратиться к представителю Volkswagen для его устранения.
И вот здесь нам на помощь снова приходит Закон Украины «О защите прав потребителей», в котором говорится, что за задержку выполнения ремонта (14 дней) потребителю выплачивается неустойка в размере одного процента стоимости товара за каждый день просрочки. Итого на данный момент задержка выполнения ремонта составляет 135 дней, то есть 135% от цены товара, и с каждым днем срок задержки увеличивается.
Именно это и дало нам основания инициировать первое в Украине судебное дело, непосредственно касающееся «Дизельгейта». И мы очень надеемся, что оно продемонстрирует нашим согражданам, что у отечественного потребителя также есть права, ничем не отличающиеся от прав европейцев, и он может ими воспользоваться. А крупных производителей (поставщиков/продавцов) товаров оно заставит задуматься о соответствии заявленному качеству и характеристикам реализуемой ими продукции.