Вокзалы Северодонецкой железной дороги
В начале 1900-х для вывоза донбасского угля в северо-западные губернии Российской империи, а так же вытеснения с Балтийского побережья иностранного угля, акционеры Южных железных дорог начинают предпринимать попытки получения концессии и строительства новой частной железной дороги Славянск – Санкт-Петербург.
В середине 1905 г. в «Железнодорожном деле» печатается статья А.Павловского «Донецкий бассейн – Петербург», которая сразу же вызывает общественный резонанс. Автор статьи предлагает строительство железной дороги в данном направлении, которая могла бы обеспечивать курсирование грузовых поездов, нагрузка на оси в локомотивах и вагонах которых – в 1,5 раза выше существующей, что существенно увеличило бы пропускную способность железных дорог, ведущих из Донбасса к Балтике.
Данная железная дорога получила наименование Северодонецкой. Общество Северодонецкой железной дороги, созданное по инициативе Ф.Е.Енакиева, предложило вариант трассы в направлении Донбасс – Санкт-Петербург от ст. Лихая Юго-Восточных железных дорог до Льгова Московско-Курской железной дороги с заходом в Лиман, Изюм, Змиёв, Харьков, Золочев и Готню, которая должна была проходить параллельно течению р. Северский Донец, несколько раз пересекая реку мостами. В целом, предложенная трасса железной дороги преследовала две цели: создание нового выхода из Донбасса и Юго-Восточных железных дорог в направлении Санкт-Петербурга с высокой пропускной способностью, а также обслуживание угольных месторождений на правом берегу Северского Донца на территории современной Луганской области (о чём ходатайствовали промышленники десятилетием ранее), до сих пор лишённых железной дороги.
В 1908 г. правление Северодонецкой дороги добивается разрешения правительства на строительство первой очереди протяжённостью 640 вёрст и строительной стоимостью 72 млн. руб. Общество Северодонецкой дороги возглавил Л.Ф.Шухтан. Уже в 1908 г. начинается строительство новой железной дороги от ст. Славянск в северном направлении, и появляется небольшая станция Лиман. Официально строительство первой очереди Северодонецкой дороги началось в июле 1909 г. На участке Славяносербск – Меловая Луганской ветви был построен разъезд Мамай – будущая станция Родаково.
В сентябре 1911 г. было открыто постоянное грузовое и местное пассажирское сообщение на участках Славянск – Лиман и Лиман – Основа (Харьков-Северодонецкий), и заканчивалось строительство ветвей к Льгову, Попасной и Родаково. В 1912 г. из Харькова уже ходили скорый поезд Харьков – Родаково с вагоном до Славянска, а также пассажирский и почтовый поезда Льгов – Родаково.
По материалам
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
В Харьковской обл. сохранились несколько однотипных зданий вокзалов, построенных более 100 лет назад на трассе Северодонецкой дороги.
Золочев
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
Змиёв
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
Шебелинка
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
Савинцы
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.