И ещё о пользе зубачек. Особенно атуально для зоофилок, любящих целоваться с псинами и валяться с ними в кровати.
Эхинококкоз — опаснейшее для человека гельминтозное заболевание.
Д-р. мед. наук, зав. отделения паразитологии Н.В.Петровский
(из статьи по паразитарным болезням, передаваемых от животных)
Симптомы эхинококкоза. При эхинококкозе печени первыми признаками болезни бывают слабость, потеря аппетита, тошнота, рвота, снижение массы тела, понос, кожный зуд, тупая боль в правом подреберье. Можно обнаружить кисту при пальпации. Часто возникает нагноение опухоли, тяжелые аллергии, цирроз печени.
Киста (шар наполненный ***костью, в которой плавает паразит) растет в глубине органа, больной эхинококкозом может годами не подозревать о ней. Если киста образовалась в правой доле печени, человек страдает от боли, похожей на холецистит, худеет, теряет аппетит. Даже небольшая киста, расположенная вблизи плевры, рано проявляет себя болью, а если она задевает бронхиальный ствол, то появляется кашель. Но, как правило, обнаруживают кисты случайно — во время УЗИ, флюорографии или компьютерной томографии. В 30% случаев эхинококкоз выявляют, когда начинаются осложнения: нагноение кисты, перитонит, плеврит, механическая желтуха, билиарный цирроз, легочные кровотечения, сердечно-сосудистая недостаточность. Самое грозное осложнение — разрыв кисты, который может произойти от удара, поднятия тяжестей или грубого нажатия, а кроме резкой боли чреват аллергической реакцией, вплоть до анафилактического шока.
Рекомендуется строго хирургическое лечение. Проводят также консервативное лечение мебендазолом; при нагноении используют антибактериальные средства. Самолечение невозможно!
Более, чем в 50% случаев заболевание вызывает тяжелое хроническое поражение внутренних органов и последующую инвалидность.
Достаточно часто имеет место летальный исход, при поражении жизненно важных органов (мозга, печени, сердца, легких). Личиночная стадия гельминта развивается внутри органов человека (и всех сельхоз. животных) — чаще в печени, легких, реже в других органах.
Ленточная форма гельминта паразитирует в тонком отделе кишечника таких животных, как собака, волк, лисица.
Из псовых более подвержены животные поедающие сырые мясные отходы и имеющие свободный выгул, с доступом к отходам, падали и т.п.
Самым опасным источником эхинококкоза для человека является бродячая собака, очаги распространения экинококкоза всегда имеются там, где не ведется борьба с бродячими собаками, где отсутствует уборка трупов павших животных и собакам имеет доступ к падали или отходам внутренних органов, пораженные пузырчатой стадией эхинококка. Зараженные собаки, находясь в постоянном контакте с человеком и домашними млекопитающими, легко распространяют возбудителей этого заболевания среди людей и животных.
Массовые случаи заражения домашних собак всегда были связаны с самовыгулом и кормлении сырым мясо-субпродуктным кормом. Так же на заражение домашних собак влияла низкая культура владельцев, позволяющих животным выгул без поводка в лесопарковых зонах, с доступом к падали (в основном грызунов).
Симптомы у собак. Клинические проявления зависят от интенсивности инвазии, возраста и общего физиологического состояния животного.
У собак в начале болезни отмечают вялость, они худеют, отстают в росте. Наблюдается расстройство деятельности пищеварительного тракта: рвота, выделение ***ких фекальных масс со слизью, на поверхности которых иногда можно обнаружить белые обрывки или полоски зрелых члеников тений. Поносы могут чередоваться с запорами. При интенсивной инвазии могут наступить закупорка просвета, инвагинация, а в редких случаях - даже перфорация кишечника. При поражении центральной нервной системы, что чаще отмечается у щенков, наблюдаются шаткая походка, судороги, иногда эпилептические припадки. Болезнь может заканчиваться гибелью животного.
Диагноз. Прижизненный диагноз часто можно поставить после обнаружения на поверхности фекалий зрелых члеников тений. Наиболее точный посмертный диагноз - посмертно диагноз ставят на основании результатов гельминтологического вскрытия тонкого кишечника.
Дегельминтизация. Рекомендуется применять бромистоводородный ареколин, филиксан, аминоакрихин, фенасал, сульфен и др.
Филиксан назначают собакам массой до 15 кг в дозе 0,4 г, а более крупным собакам - 0,2-0,3 г на 1 кг массы. Антгельминтик дают с небольшой порцией корма после 12-15-часовой голодной диеты, после чего их выдерживают на привязи 24 ч.
Аминоакрихин применяют с лакомым кормом двукратно через 10 дней в дозе 0,2 г на 1 кг массы животного с последующей дачей слабительного.
Фенасал дают собакам с мясом или в болюсах в дозе 0,1-0,2 г на 1 кг массы животного индивидуально однократно в форме порошка без предварительной голодной диеты и без применения слабительных.
Сульфен в дозе 0,1 г на 1 кг массы животного назначают с кормом.
На время лечения и подготовки к нему собак держат 2-3 сут в клетках или на привязи в специально отведенном для этой цели месте. Все выделившиеся за это время фекалии сжигают или закапывают на глубину не менее метра.
Профилактика и меры борьбы. 1. В неблагополучных районах, с учетом местных условий проводятся плановые и систематические дегельминтизации с обязательным охватом всех собак территории. 2.Собаки должны подвергаться дегельминтизации не реже 1-2 раза в год. 3. Постоянная планомерная борьба с бродячими собаками. При наличии стойкого очага - показана максимально полная очистка территории от бродячих собак.
В целях предохранения домашних собак от заражения нельзя допускать кормление их сырыми мясными кормами, потенциально зараженными личиночными стадиями тений; выгул без поводка; самовыгул.
Заражение людей эхинококкозом может происходить при непосредственном контакте с инвазированной собакой, на шерсти которой нередко находятся онкосферы и целые зрелые членики эхинококка, а также с продуктами питания или с водой.
Возможные пути заражения эхинококкозом от собаки красочно описывают К. И. Скрябин и Р. С. Шульц. Они пишут:
«Собака находится по сравнению с другими домашними животными на привилегированном положении: ей доступен не только двор, но весьма часто и внутренние помещения человеческого жилья, вплоть до спальни и кухни. Вспомним при всем этом весь примитивный туалет собаки; припомним, сколько внимания она уделяет ****у и ****ьной зоне, которую весьма старательно очищает языком; вполне понятно, что при этой процедуре собака загрязняет морду инвазионным материалом, и ею она собирает и раздавливает и отходящие членики эхинококка. Испытывая зуд у ****а, собака нередко катает заднюю часть своего тела по полу или земле, а равным образом чешет ее о стены, ножки столов, стульев и даже одежду людей. Постоянно теряя отходящие членики на полу или на земле, у своего ложа, на своей подстилке, собака весь рассеиваемый материал может вновь сама же собирать на своей шерсти, на ногах, на морде. Всем также известно, что излюбленным способом приветствия собакой другой собаки является взаимное ознакомление путем обнюхивания и обшаривания ****** ****ьной области своей знакомки. Из всего описанного явствует, что эхинококкозная собака всегда является большой угрозой для окружающих, более того - каждая незараженная собака, но не изолированная от контакта с другими также представляет опасность. Переходя теперь к самому процессу передачи заразы человеку, мы прежде всего представим себе, как собака - весьма часто общая любимица семьи, - ласкаясь, трется о платье своих хозяев и всякие предметы домашнего обихода; как, наконец, и человек не остается пассивным к своему любимцу, гладит ее и, играя с ней, собирает на своей ладони с шерсти, морды, лап все те элементы, которые незадолго перед этим выделены собакой из ****а. Своими собственными руками недостаточно чистоплотный человек вскоре диссеминирует инвазионное начало дальше вокруг себя, загрязняя и окружающих и препровождая определенные дозы онкосфер себе непосредственно в рот».
Деве высказывается в том смысле, что
«Эхинококкозная собака менее опасна своим непосредственным контактом, каковой возможно избегнуть, чем своим неотвратимым соседством», - тем самым шансы на заражение еще увеличиваются.
Заражение людей эхинококкозом от диких животных (волков, шакалов и др.) возможно при съемке и обработке шкур этих животных, при сборе и употреблении в пищу дикорастущих ягод и съедобных травянистых растений. Во всех случаях имеется возможность заражения через сырую воду из мелких водоемов или воду, приготовленную из талого снега и льда. Значительную опасность, особенно для обслуживающего персонала, представляют зараженные эхинококкозом пушные звери зверосовхозов.
Руководитель Городского кабинета паразитарных болезней и тропической медицины при клинической инфекционной больнице N1, доктор мед. наук, профессор Александр Маркович БРОНШТЕЙН:
— Эхинококкоз — это одно из самых опасных отечественных паразитарных заболеваний и большая проблема для многих стран. Собака — конечно, еще часто нужна человеку, но у нее в отличие от кошки другая экология: она занимается дефекацией рядом с человеком, лижет свои и чужие фекалии, а потом бросается к человеку и облизывает его, хочет он того или нет. Паразиты живут в кишечнике собак, а на шерсти могут быть частицы фекалий, поэтому потенциальную угрозу представляет собой собака как таковая. Не та, которая кусается (тогда мы будем говорить об укусах, о травмах), а вообще любая собака, потому что она всеядное животное и в этом аспекте похожа на свинью.
То, что многие хозяева своих собак после прогулки моют, не служит полноценной защитой. Для этого пса надо с улицы нести по воздуху в резиновых перчатках и дезинфицировать в ванне. Конечно, чаще всего эхинококкозом заражаются собачники, которые со своими зверями обнимаются, целуются и валяются в постели. Но, к сожалению, нередко страдают и люди, которые не имеют собак. Ведь фекалии разбрасываются всюду, и человек, который к собакам и близко не подходит, может сорвать в лесу ягоду и заразиться.