Посилання видалено
В то же время факт участия террориста N 1 в событиях в Нальчике, равно как и некоего отряда экстремистов, проникшего в Кабардино-Балкарию из Чечни и совершившего здесь вылазку, весьма спорен. Начнем с того, что даже географическое положение этих республик не дает возможности беспрепятственно проехать из одной в другую целой группе вооруженных людей. Для этого надо, как минимум, пересечь еще один регион - либо Северную Осетию с запада, либо Ингушетию с юга. Но и центральные автотрассы, и объездные дороги через населенные пункты здесь достаточно плотно охвачены милицейским вниманием, особенно после Беслана. О поверхностном досмотре давно не идет и речи, даже если у тебя есть самые «крутые» пропуска-«вездеходы». Один пример. На въезде в КБР со стороны Чечни в районе станицы Екатериноградская (граница с Северной Осетией) сотрудниками ППС организован тотальный контроль всего проезжающего автотранспорта - с проверкой всех автомашин и документов граждан, с обязательной записью в дежурной книге. Причем, даже видавшие виды водители признают принципиальность и неподкупность местных милиционеров. Еще бы - ведь они здесь помимо своих погон и формы берегут самое главное - покой и безопасность собственных семей.
К тому же боевики под предводительством Басаева, реши они совершить рейд из Чечни в Кабардино-Балкарию, скорее всего, остановили бы свой выбор не на Нальчике, а на ближайших и гораздо более «выгодных» для них населенных пунктах региона. Скажем, небольшом райцентре Прохладный - первом на пути боевиков из Чечни. Здесь дислоцированы части министерства обороны, в том числе сокращенного состава, находятся арсеналы и склады вооружения, так необходимого бандитам, а милицейский гарнизон далеко не такой крупный, как в столице республики.
Так что пока высказанная руководителями силовых структур версия о том, что акцию в Нальчике все-таки совершили боевики местной террористической сети, в частности, джамаата «Ярмук», терроризирующего регион еще с конца с прошлого года, все-таки может считаться основополагающей. На этот счет уже высказался и министр обороны росиии Сергей Иванов, и руководитель Регионального оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе генерал-полковник Аркадий Еделев, и заместитель главы МВД росиии Андрей Новиков. По их мнению, акция готовилась именно в Кабардино-Балкарии, а руководство бандитской атакой осуществляли лидеры местного бандитского подполья, в том числе главарь местных экстремистов Ильяс Горчханов, уничтоженный сейчас в ходе спецоперации по ликвидации участников вылазки в Нальчике.
О том, что погром в республиканском центре учинили местные экстремисты, говорит ряд фактов. Например, тот, что боевики прекрасно ориентировались в городе, знали улицы, переулки, были осведомлены о местах расположения и наиболее удобных подходах к зданиям силовых структур (всего в городе было атаковано 8 объектов правоохранительной системы). Некоторые из бандитов вообще были местными - нальчанами, например, некий Желиханов, прописанный в том же районе, где впоследствии учинит погром, а здание райотдела милиции, где он получал общегражданский паспорт, он обстреливал из автомата, пока сам не нарвался на снайперскую пулю.
Неясным в этой ситуации остается одно: зачем вообще боевики пошли на эту вылазку, которая привела их к таким потерям? По данным МВД РФ, за три дня боев в Нальчике и его окрестностях уничтожены 92 боевика, 15 участников вылазки арестованы, задержаны еще более двух десятков пособников экстремистов. Боевики на этот раз проиграли по-крупному: помимо серьезных потерь они могут полностью лишиться своей террористической сети в регионе, которую наверняка выдадут задержанные: спецслужбы у нас умеют «выжимать» информацию, а уж с террористами, напавшими на мирный город, церемониться вообще никто не будет. Кстати, по данным замминистра внутренних дел Андрея Новикова, бандиты уже дают первые показания. По ним, в частности, вскрыта одна из баз боевиков, где изъято большое количество оружия, боеприпасов и снаряжения. Просчитался в этой истории и сам Басаев, если он действительно имел отношение к этой «операции». Свой личный «островок спокойствия» террорист N1 потерял теперь, похоже, навсегда.
Скорее всего, предполагают в Региональном оперативном штабе, боевики, планируя акцию в Нальчике, просто не ожидали такого слаженного и массированного отпора со стороны силовиков. На памяти у них был результативный рейд на Назрань, «разведка боем» в той же столице Кабардино-Балкарии, когда так же дерзко было атаковано расположение Управления Федеральной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, а нападавшим удалось уйти. Бандиты рассчитывали точно таким же стремительным рейдом «пройтись» по объектам местных силовых структур, поживиться оружием и боеприпасами, а затем, воспользовавшись суматохой и, возможно, захватом заложников в каком-нибудь гражданском учреждении, раствориться в регионе.