Очень мне понравилась статья на тему не только русского языка, но и литературы. О том как преподается русская литература в украинских школах и русских.
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
Приведу оттуда понравившееся.
"В общем изучение русской литературы сведено к минимуму. Не изучается проза ни Пушкина, ни Чехова (кроме нескольких рассказов в 6 кл.); в старших классах Чехов представлен только "Чайкой". Толстой и Достоевский представлены каждый только одним романом. Полностью за пределами программы остаются Тургенев, Некрасов, А. Островский, Гончаров, Салтыков-Щедрин, Лесков, Горький, Бунин, Шолохов, Твардовский, Солженицын.
Сделаем небольшое сравнение с программой литературы для русскоязычных школ, построенной по другому принципу - преимущественного изучения русской литературы. По ней изучается 59 русских авторов, в т. ч. 36 систематически - в старших классах. На них приходится 115 "изучений". Это в 4-5 раз больше, чем в украиноязычной школе.
Перейдём к вопросу о том, какой же из двух подходов к преподаванию литературы предпочтительнее. Нет сомнения, идеалом является воспитание такого человека, который в течение своей жизни овладевает всем богатством мировой культуры, узнавал и Тургенева, и Солженицына, и Хемингуэя, и Пруста, и Тагора. Однако, понятно, что овладение этим богатством должно быть делом всей жизни, а школа может дать только очень ограниченный круг литературных сведений; и нужно стремиться к тому, чтобы эти сведения были способны вызвать наибольший интерес и любовь к литературе, наиболее эффективно способствовали последующей работе личности. Приходится считаться и ещё с одним фактором: для значительной части вчерашних школьников знакомство с серьёзной литературой практически и ограничивается школьным курсом.
Выше отмечалась особенность Украины: русскую культуру здесь считает своей в той же или почти той же (а иногда и в большей) степени, что и украинскую, подавляющее большинство населения. Русская литература гораздо органичнее и проще для усвоения - по всему нашему менталитету. Нам ближе и понятнее и её язык, и система образов, и круг идей. Так обстоит по крайней мере, в 4 из 5 регионов (кроме, может быть, Западного). Так воспитывались отцы, деды и прадеды наших соотечественников. Любому нашему школьнику Пушкин ближе Байрона, а Толстой ближе Бальзака. И с этим ничего не сможет поделать никто из наших новых идеологов, как бы ему этого не хотелось. Можно не обучить школьника Пушкину, но нельзя сделать Байрона настолько близким для него, как мог бы быть Пушкин.
И конечно же, в условиях, когда для школьников и их родителей есть литература, органически близкая, и литература далёкая, гораздо эффективнее выбрать в качестве базы для школьного образования эту близкую литературу. К этому добавляется ещё один аспект. Преимущественное изучение одной, близкой литературы, позволяет представить цельность литературного процесса, его связь с другими общественными процессами. Не случайно изучение каждого писателя в программах для русскоязычных школ начинается с темы: "Очерк жизни и творчества"; эта тема показывает место писателя в общественном процессе. Этого не может быть в программе с общемировой ориентацией - нельзя в школьном курсе охватить общественные процессы во всех странах.
Насколько искусственно выглядят попытки заменить школьное изучение русской литературы литературой мировой, видно на примере программы г. Ковбасенко. Кого предлагают школьникам вместо Тургенева и Шолохова? Бодлер, "Цветы зла". Чтение, несомненно, поучительное для взрослого интеллигентного человека. Но эстетизация аморализма - для школьников 10-го класса? Кафка. Этот бесконечный пессимизм - тоже для школьников? Томас Манн, "Смерть в Венеции". Любовь пожилого человека к мальчику, скажем так, не вполне естественная. Гамсун, Джойс, Пруст. Что может понять наш школьник в творчестве этих несомненно достойных авторов? И дело здесь не просто в неудачном подборе. Очень трудно найти современных западных авторов, мир которых был бы близок и понятен нашему школьнику. Разница культур. Так кто нам ближе, понятнее, нужнее - Бодлер или Некрасов, Гамсун или Солженицын?"
И если сторонники украинских школ говорят, что не нужно их детям писать грамотно на русском языке, то как же быть с русской литературой, она тоже не нужна?