Лечение
Для заболевания, известного меньше трех месяцев, лекарств с доказанной эффективностью быть не может. Проведение клинических исследований требует времени: от нескольких месяцев до года-двух на каждую из трех фаз исследования. Это, однако, не значит, что врачи не пытаются использовать для лечения то, что уже есть в их арсенале. В применении к COVID-19 наиболее широко обсуждаются две основные стратегии: создание вакцины и использование противовирусных агентов — уже прошедших клинические испытания, но в заболеваниях, вызываемых другими возбудителями.
Что касается вакцин, то о работе над ними уже объявили как минимум китайские медики и две американские компании: Moderna и Novavax. Первая занимается созданием лекарств на основе РНК — вместо инактивированных вирусов или их белков, она использует специальным образом стабилизированную нуклеиновую кислоту. Это новый подход, эффективность которого компания пока не продемонстрировала не только на коронавирусной инфекции, но и на других заболеваниях. Novavax собирается использовать более традиционный подход с использованием в вакцине рекомбинантных вирусных белков.
В любом случае, разработка и испытание вакцин займет многие месяцы, а за это время ситуация с эпидемией COVID-19 может кардинально измениться. Так считают многие ученые, в том числе глава одного из подразделений американского Управления по контролю за продуктами питания и лекарствами (FDA) Питер Маркс. В разговоре с журналистами профильного издания STAT он признался, что, по мнению агентства, появление такой вакцины крайне маловероятно и никакая вакцина «не предотвратит пандемию».
Более реалистичной может быть другая стратегия — использование уже известных и испытанных противовирусных препаратов. На данный момент ученые рассматривают потенциальную эффективность множества таких веществ. Здесь можно посмотреть на общий спектр всех известных противовирусных средств, а здесь узнать, какие из них уже включены в клинические испытания. Чаще всего наиболее перспективными из них называют следующие:
Ремдезивир — противовирусное средство широкого действия, синтетический аналог одной из «букв» в составе нуклеиновых кислот, разработанный компанией Gilead. Он уже испытан на вирусе Эбола и показал хорошие результаты в случае некоторых других коронавирусов и на отдельных клетках, зараженных новым вирусом. Считается, что ремдезивир ингибирует репликацию SARS-CoV-2 за счет того, что заставляет РНК-полимеразу совершать множество ошибок. В неформальном руководстве ВОЗ, созданном на основе консультаций со специалистами, он назван самым перспективным из противовирусных препаратов. Он же использовался при лечении первого случая заболевания в США. Однако авторы подчеркивают, что единичный случай выздоровления ничего не говорит об эффективности лекарства.
Фавипиравир — еще один ингибитор вирусной РНК-полимеразы. Он используется в одном из клинических исследований в Китае, однако лабораторные тесты не показали его достаточной эффективности против SARS-CoV-2.
Ритонавир и лопинавир — ингибиторы протеаз, разработанные для борьбы с ВИЧ. Поскольку часть белков коронавируса изначально синтезируется как единая полипептидная цепь, для функционирования она требует разрезания протеазами — и эти вещества как раз подавляют работу таких ферментов. Препараты изучались на возбудителях SARS и MERS и показали некоторые положительные результаты. Они уже используются в нескольких клинических исследованиях для лечения COVID-19.
А также многие другие вещества, в том числе найденные c применением машинного обучения.
Первые результаты начатых клинических исследований можно ожидать в мае 2020 года.