Нельзя познать Бога снаружи себя, даже в святых местах поклонения, неважно, к какому вероисповеданию они относятся. Чтобы познать Его, нужно войти в лабораторию человеческого тела, которое в самом истинном смысле этого слова является храмом Бога. В действительности, набожность и поклонение являются чисто внутренним и действенным процессом, не связанным и независимым от чего-либо снаружи человеческого тела. Все, что требуется - это чистота разума. Имея этическое воспитание, можно молиться Богу где угодно под голубым небом, ибо весь мир огромный Храм Божий, нет места без Него, включая специальные места поклонения, описанные выше. Фактически, где бы ни преклонил человек колени со смирением, то место и становится священным.
В святом Коране (Альбукар) упоминается:
Вся вселенная - Его. Куда ни повернись,
К Востоку или к Западу, оказываешься лицом к Богу,
Ибо Он и Вездесущ, и Всеведущ.
И еще:
Для невежды Бог живет только в рукотворных храмах,
Мечетях и церквях, но действительно пробужденные
Находят Его только внутри себя -
В сотворенном Богом храме человеческого тела.
Аль-Нисаи Сахиб утверждает:
Для меня весь мир - это священная мечеть;
Где бы ни застало их фиксированное время молитвы,
Мои последователи могут совершить тогда и там
Свои молитвы в этот момент и в этом месте.
Х.О.Венделл говорит:
Все свято там, где преданность преклоняет колени.
Маграби Сахиб говорит нам:
Твой Любимый находится внутри тебя,
Но ты не знаешь этого и ходишь с места на место,
Чтобы найти Его вовне.
Идти в мечеть в поисках Того,
Кто составляет саму душу твоей души - это ничто иное,
Как трагическая трата времени.
Невежда склоняется ниц перед мечетью,
В то время как мудрый занимается очищением разума,
Который есть трон Самого Бога.
Первое - это притворство и мишура, а второе - это действительная реальность.
Следовательно, настоящая Кааба, или алтарь поклонения, есть Сатгуру - личность, в которой сияет свет Бога. Тулси Сахиб говорит:
Горе тебе, о обитатель Богом созданной мечети,
Ибо ты идешь для поклонения в сделанный человеком храм.
Кабир Сахиб тоже говорит:
Когда Кабир был в паломничестве в Мекку,
Бог встретил его на пути;
Он сделал ему выговор и строго спросил,
Кто сказал ему, что Он находится там, а не здесь.
Гуру Амар Дас сказал:
Это тело есть воистину храм Бога.
Только в нем сияет Свет Бога.
Парбхати М.3
Христос тоже провозглашал:
Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас?
I Коринф.,3:16
И еще:
Ибо вы храм Бога живого.
II Коринф.,6:16
Хафиз из Шираза говорит в том же духе:
Цель моего прихода в храм или мечеть -
Соединиться с Тобой, О Господи!
Кроме этого, нет в этом другого смысла.
И далее:
Не говори, что Кааба лучше, чем храм.
Фактически, единственное место наилучшее -
Где можно быть свидетелем славы твоего Любимого.
Гуру Гобинд Сингх, десятый Гуру сикхов, ясно говорит об этом:
Нет разницы между дера (обитель сикхов) и мечетью,
Между пуджей (индуистским способом поклонения)
И намазом (мусульманской формой моления),
Так как и те, и другие служат одной и той же цели.
Все человечество есть одно и то же,
Мысль о различии - просто миф.
Один и тот же Бог создал и ангелов, и духов, и турков,
И индусов, и фактически, людей всех вероисповеданий.
Внешние различия людей - результат физиологических условий,
Преобладающих в разных частях света.
Все же, все они - по одному образу - с теми же глазами,
Ушами, телами; их физические тела состоят из пяти элементов:
Земли, воды, огня, воздуха и эфира.
Аллах мусульман и Алекх индусов есть имена той же самой
Сущности. Пураны и Коран говорят о Нем одном.
Фактически, все религии, существующие на земле, указывают на одну и ту же Реальность. Во всех священных писаниях говорится, что бесполезно искать ее во внешнем мире и что только по милости Мастера или Гуру Господь проявляется внутри. Все места поклонения, где бы они ни были, сделаны из воды и глины. Если Бог вездесущ, зачем искать его только в храмах и мечетях? Он именно внутри нас; нет, Он - самая душа нашей души, и мы живем и существуем в Нем. Но эта Истина приходит в голову только когда Сант-Сатгуру (душа-Мастер) помогает нам понять ее через действительный опыт.
Куда пойду я, когда я вижу Его великолепие внутри?
Разум, насыщенный Им, не рассеивается.
Однажды, одержимый идеей, я приготовил сандаловую пасту
И отправился в обитель Брахмы, но Мастер сказал мне,
Что Он пребывает в извилинах разума.
Куда бы я ни пошел, я вижу дома из воды и глины;
И тем не менее я вижу Тебя в полноте во всем.
Я искал Тебя в Ведах и Пуранах,
И все священные писания повторяют одно и то же.
Зачем же мне блуждать где-то,
Если Ты находишься прямо здесь?
О Сатгуру! Я хотел бы уничтожить себя у Твоих Ног,
Ибо Ты спас меня от всех иллюзий и разорвал все узы;
Теперь Рамананд живет и пребывает в Брахме,
Слово Мастера сжигает в пепел мириады Карм.
Басант Рамананд Гуру Арджан утверждал:
Одни называют его Рам, другие Кхуда.
Некоторые зовут его Госаин, а иные - Аллах.
Он и Кааран, и Карим, или Кирпа Дхар Рахим.
Он - Творец, дарящий милостивый взгляд всему миру.
Одни идут омыться в священных реках,
А другие идут в Хадж (паломничество в Мекку).
Одни молятся Ему, а другие склоняют свои головы
В молчаливом поклонении. Одни занимаются изучением Вед,
А другие читают священные книги других религий.
Одни облачаются в белые одеяния, а другие - в голубые.
Одних называют индусами, а других - турками.
Но, о Нанак! Только тот, кто узнал Его Волю
(став сознательным сотрудником с Ним),
может знать тайну Бога.
Рамкали, М.5
Священное писание у индусов написано на санскрите или на хинди, у мусульман - на арабском или на персидском. Гуру Грант Сахиб (Библия Сикхов) - на панджаби, а Библия христиан - на иврите, греческом, латыни и английском. Различные комментарии к ним, пояснения и аннотации существуют на различных языках, которые были в ходу в то или иное время. Все эти священные писания, каков бы ни был их язык (ибо язык для Бога не имеет значения), просто служат цели создать в нас желание, стремление, страстное влечение и любовь к Богу. Они являются средством, а не целью, ибо Бог есть Неписанный Закон и язык Его - невысказанный язык. Он выше всех языков, ибо на один не может достичь Его. Ни у одного языка нет никакого особого преимущества, ибо он - лишь средство выражения и ничего более, чтобы можно было рассказывать и слушать рассказы о Боге с любовью.