личностью ребенка работают немногие,
Если образно говоря предоставить ребенку с самого начала свободу выбора, то он будет есть руками, а не ложкой. Вот в чём суть! И поэтому его заставляют кушать ложкой, потому что этот жизненный опыт нуждается в насильственной передаче в том возрасте, когда словесно аргументированно убеждать бесполезно.
Обратили внимания на предикаты?
Давайте немного промоделируем. Например, такая задача - приучить ребенка к горшку.
Изначально (я надеюсь) мы понимаем, что это нужно только взрослым, ведь ребенок не может знать и не знает о том, что у него есть варианты, куда и как какать, не говоря о преимуществах - ребенок понятия не имеет ни о стирке, ни о нашем эмоциональном отношении к этому явлению - он просто какает, как умеет.
Варианты.
а) В нужный момент посадить на теплый горшок, и создать комфортные условия, чтоб выработать положительное подкрепление.
И со временем - привыкание.
б) Придумать игру "В горшок"
в) Сочинить сказку о том, как зайчик САМ научился какать на горшок и маме - зайчихе стало удобнее жить и играть с зайчонком.
г) Сочинить сказку о том, как зайчик не какал на горшок и его съел волк.
д) Твердить неустанно изо дня в день, из часа в час - "Ты ДОЛЖЕН!..."
е) "Не будешь какать на горшок - не дам конфету"
ж) Будешь какать на горшок - дам конфету.
з) Не будешь ходить на горшок - будешь битым
и) Не будешь ходить на горшок - над тобой все смеяться будут!
к) Не будешь ходить на горшок - вырастешь безвольным заср..м чмом.
л) Будешь ходить на горшок - Станешь космонавтом!
м) Не успел сходить на горшок - дать по голове.
Выбирайте.
(Может, я упустил варианты, и кто-нибудь допишет еще.