"Мы привыкли думать, что российская реальность стабильна, но эта стабильность возможна лишь в условиях дорогой нефти. За минувший год золотовалютные резервы страны сократились с 510 до 355 млрд долларов. То есть на треть. За один год. И это был год, когда нефть дешевела постепенно, достигнув 50 долларов за баррель лишь в январе 2015-го. Да и серьезные санкции были введены лишь в середине 2014-го. А весь нынешний год россия изначально проживет с невысоким уровнем цен на углеводороды.
В бюджете России предусмотрен дефицит: за этот год расходы по плану превысят доходы на 2,6 трлн рублей. Но уже только за два первых месяца года реальный дефицит составил 0,8 трлн. При сохранении подобных темпов плановый дефицит будет выбран к началу июля. А по итогу года Москве возможно придется искать деньги для покрытия пятитриллионного дефицита. По нынешнему курсу это почти $100 млрд. Почти каждый третий рубль золотовалютных резервов.
И это не считая трат на поддержание курса национальной валюты. Эксперты говорят, что в настоящее время каждый рабочий день (в выходные торги не ведутся) Москва «сжигает» на межбанке около одного миллиарда долларов. Она могла бы «отпустить» рубль, но вопрос не только в настроениях масс, а и в том, что российским госкорпорациям необходимо выплачивать внешние долги. А чем выше курс доллара – тем тяжелее для них долговое бремя.
Объясню. Суверенный госдолг Российской Федерации не так уж велик – всего лишь $52 млрд. Но существенен еще долг корпораций («Роснефть», «Транснефть», «Газпром» и пр.) – порядка $540 млрд. В 2015 году на погашение тела кредита и проценты надо будет потратить порядка $125 млрд. Эта сумма также ложится на российские валютные резервы – в противном случае российские госкомпании может ждать банкротство.
То, что могло бы спасти российскую экономику – это резкий рост цен на нефть. Но пока что «черное золото» колеблется в коридоре от 50 до 60 долларов за баррель и пока что не собирается возвращаться к докризисному уровню.
Российская экономика, в первую очередь, страдает от низких цен на нефть – они не позволяют ей обеспечить запланированные траты бюджета. Санкции лишь усиливают давление – для российских госкорпораций закрыт западный финансовый рынок. Условно говоря, если цены на углеводороды – это айсберг, то санкции – это запрет на продажу насосов для откачки воды из трюмов. В 90-е нефть тоже стоила немного, но все то десятилетие россия могла занимать деньги у западных партнеров. А теперь ей приходится тратить «подкожный жир», накопленный в «сытые нулевые». Но эти запасы не бесконечны. Более того, динамика их расходования такова, что к весне 2015-го россия может столкнуться с дефицитом средств."
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.