концепция "жилища" по смыслу статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года не ограничена жилищем, занимаемым на законных основаниях или в установленном законом порядке. "Жилище" - это автономная концепция, которая не зависит от классификации в национальном праве. То есть, является ли место конкретного проживания жилищем, которое бы влекло защиту на основании пункта 1 статья 8 Европейской конвенции, зависит от фактических обстоятельств дела, а именно от наличия достаточных продолжающихся связей с конкретным местом проживания.
Например, ЕСПЧ признал "жилищем" строения и помещения, используемые для временного проживания. ЕСПЧ признал жилищем заявительницы принадлежащий ее свекру дом в деревне, в котором она проживала во время ежегодных приездов в деревню, в том числе в тот день, когда дом был уничтожен силами безопасности (Постановление от 28 ноября 1997 г. по делу "Ментеш и другие против Турции").
ЕСПЧ признал нарушением права заявителя на уважение его жилища обыск, проведенный в адвокатской конторе заявителя (Постановление от 16 декабря 1992 г. по делу "Нимитц против Германии").
По другому делу ЕСПЧ отметил, что при определенных обстоятельствах права, гарантированные ст. 8 вышеупомянутой Конвенции, могут быть истолкованы как включающие право на уважение зарегистрированного офиса компании, отделений или иных деловых помещений (Постановление от 16 апреля 2002 г. по делу "Компания "Кола Эст" и другие против Франции").
ЕСПЧ признал жилищем фургоны, которые заявительница-цыганка разместила на принадлежащем ей участке земли и в которых проживала со своей семьей (Постановление от 25 сентября 1996 г. по делу "Бакли против Соединенного Королевства").
ЕСПЧ подтвердил распространение права на уважение жилища на принадлежащие заявителям-журналистам транспортные средства, в которых наряду с их домами и офисами также были произведены обыски (Постановление от 15 июля 2003 г. по делу "Эрнст и другие против Бельгии")