продолжение
Чернильные «органы»
Понимаю, что мне возразят: мол, какая разница, граждане какого государства эти писатели? Главное — что они пишут! Согласен. Хотя смею предположить: те, кто поднимал шум вокруг вышеназванных книг, даже и в руках их не держали, действуя по принципу «чукча не читатель, чукча — писатель».
Автор гневной рецензии, распространенной на солидном украинском сайте, призналась, что ограничилась прочтением кратких аннотаций на интернет-страничках российских книжных магазинов. А «всезнающее» агентство УНИАН обнародовало пространную статью некоего москвича Сергея Ильченко, который заявил, что пять книг, о которых идет речь, опубликованы в рамках единой серии «Война на пороге». Это свидетельствует о том, что автор не видел книг воочию, так как не обратил внимания даже на то, что они изданы в совершенно различных издательствах под разными рубриками и в разных сериях. Но это не помешало г-ну Ильченко важно заявить: «Комментировать эти творения и их авторов, прямо скажу, трудно. Не потому, что эту шкрябанину, крайне бездарную и безграмотную (Господи, откуда ж ему это знать-то? — Авт.), не так уж сложно разобрать по косточкам, а потому, что там просто нет темы для дискуссии как таковой... Нет смысла ловить каждую отдельную вошь, если и для читателя, и для меня — для нас обоих — очевидно, что автор вшив с головы до ног».
Вот такой вывод за потенциальных читателей сделал корреспондент УНИАН, не читавший «рецензируемых» книг. Правда, тут же добавил: «А если для иного читателя эта вшивость неочевидна, то начинать с ним спорить о качестве книги просто бесполезно». То есть Ильченко считает, что в этом мире есть мнение только его и неправильное, с которым спорить бесполезно.
Вот в таком роде и составлены все, с позволения сказать, «рецензии» на критикуемые в Украине книги. Остальным «критикам» также, по-видимому, невдомек, что эти произведения написаны в совершенно разных жанрах и на различные темы. «Русско-украинские войны» Севера — это довольно беглый исторический обзор различных военных кампаний и сражений, в которых, с одной стороны, были задействованы российские, а с другой — украинские силы. Не скажу, что в книге наличествует какая-то сенсация. В Украине такие книги сейчас штампуются в огромном количестве — и о Конотопе, и о Батурине, и о Мазепе. И вроде бы шума это не вызывает.
Север как раз постоянно пытается подчеркнуть: воевали не только (и порой даже не столько) русские против украинцев, а одна Украина — против другой. Мне кажется, что автор делает это без особого мастерства, но от этого его книги не становятся украинофобскими. Он говорит о единстве русского и украинского народов, которые часто были разделены политиками и авантюристами. Какой-то странный вывод для «украинофоба».
Примерно на ту же тему, но все-таки с большей направленностью в современность, с политологическим уклоном написана книга Бунтовского и Калашникова. Дончанин посвятил ее историческому анализу возникновения проекта «Украина», а южнорусский одессит подверг критике современный концепт этого проекта, заявив о его полном банкротстве — и политическом, и экономическом. Не скрою, книга (особенно вторая ее часть) написана в довольно резких выражениях и содержит ряд очень спорных выводов, в том числе и о возможной гражданской войне в случае распада Украины.
Но простите, а что, в Украине эта тема не обсуждается на многочисленных «круглых столах», сайтах, на всевозможных ток-шоу? И что, их кто-то запрещает или подвергает гонениям? А Сергей Бунтовский заметил мне, что, придя в донецкий книжный магазин, чтобы купить данную книгу, столкнулся с поразительным ответом продавцов: «Да, книга была. Но приходили два человека из органов и потребовали убрать ее с прилавков, так как она признана вредной и антиукраинской».
Интересно, что это за органы такие, которые уполномочены без решения судов определять «вредность» и «антиукраинскость» той или иной книги? Что-то я не помню, чтобы кого-то на это уполномочивали. Хотя некоторые организации уже хвастаются, что превратились в подобные «органы». Например, 1 февраля с. г. некий «Западноукраинский Кош» объединения «Тризуб» объявил бессрочную акцию под лозунгом «Не дозволиш нікому плямити слави ні честі Твоєї Нації!», целью которой является «противодействие широкомасштабной целенаправленной русификации». Первым же пунктом воззвания значился призыв «против распространения агрессивной антиукраинской литературы в книжных торговых сетях».
Согласно сообщению пресс-службы ВО «Тризуб», этот самый «Кош» обратился «к владельцам книжных магазинов и лотков, а также к распространителям печатной продукции с призывом изъять вражескую литературу из продажи (особенно книги известного украинофоба Олеся Бузины)». И еще цитата из пресс-релиза: «Но нашлись и такие, кто проигнорировал призыв украинских националистов... Бессмертный дух повстанцев вынудил молодых неизвестных патриотов покарать обнаглевших янычар: 20 февраля около часа дня в городе Ивано-Франковске чернильная бомба не на одной торговой точке метко пояснила продажным торгашам, что к словам бандеровцев нужно прислушиваться, а не то только одними чернилами не обойдется...»
Для подтверждения «героизма» «неизвестных патриотов», самозабвенно борющихся против украинских же мелких торговцев литературой, пресс-служба гордо снабдила данный релиз фотографиями этого акта вандализма. И что, данный пресс-релиз не является прямой угрозой, прямым нарушением украинских законов?
Но разве украинские СМИ отреагировали на столь вопиющие факты издевательства над свободой слова и свободой предпринимательства в Украине? Ну что вы, гораздо комфортнее поднимать волну, касающуюся «нарушения прав и свобод» в соседней России.
А мне интересно, те представители «органов», которые в Донецке требовали изъять из продажи книги Калашникова и Бунтовского, тоже выполняли указание «Тризуба»? И если бы донецкие продавцы не послушались, в них стали бы чернилами метать?
Главная жертва — Донецк
Другие «украинофобские» книги значительно отличаются от вышеназванных двух: они написаны в совершенно ином стиле — военного художественного фэнтези, очень популярного у современного русского и (подчеркиваю) украинского читателя.
В фантастической книге луганчанина Боброва речь идет о распаде не только Украины, но и Евросоюза. По замыслу автора, наше с вами государство распадается на несколько частей, в том числе: Восточную Конфедерацию (Донецкая, Луганская и Харьковская области), Республику Галичина, Крым и Центральную Украинскую Республику (ЦУР). Именно последняя при поддержке Галичины и «младоевропейцев», науськанных США, сначала «наводит порядок» в Новороссии, Запорожье и Днепропетровске. А затем сталкивается с серьезным сопротивлением в Донбассе, за который, собственно, и идут основные бои.
Заметьте, речь вовсе не идет о войне России и Украины, как это представляют не читавшие книг «литературные критики». Речь идет о той же войне нескольких Украин. Хотя на протяжении действия ополченцы, обороняющие родной Донбасс, постоянно надеются, что «войдет россия (страна-террорист)», но та ограничивается лишь технической поддержкой, не рискуя ввязываться в саму войну. Сценарий тоже печальный, но, согласитесь, вовсе не тот, который нам преподнесли. Сам автор, конечно же, этого сценария не хочет и к нему не призывает. В одном из интервью он прямо говорит: «Моя работа художника — нарисовать сценарий возможного кошмара — выполнена. Теперь дело за обществом — не дать этому сценарию воплотиться в жизнь».
Кстати, Бобров в этом плане вовсе не первопроходец. С совсем других идеологических позиций, хотя и на похожую тему, давно уже издал в Украине свою книгу ровенский писатель Александр Ирванец. Его роман «Рівне/Ровно», изданный почти десятилетие назад, тоже описывает распад Украинского государства на тоталитарную Украинскую Социалистическую Республику и прогрессивную, прозападную Западно-Украинскую Республику, а также разделение родного писателю Ровно на два города по типу прошлого разделения Берлина. И ничего, книга признана почти что классической, получила массу позитивных отзывов в прессе. Никто не пишет о жутких сценариях. И даже не осудил гораздо менее безобидный, чем у Боброва, комментарий Ирванца к своей книге в газете «Сегодня»: «...Тех, кто живет на Юго-Востоке, я не признаю украинцами. Они, конечно, граждане Украины и, к сожалению, как и я, имеют ее паспорта. Из-за этого я не могу ездить в Европу без визы, так как они могут ездить в Россию без визы».
Ну, и кто тут больший «украинофоб» — Бобров, призывающий избежать его сценария, или Ирванец, не признающий украинцами массу сограждан? Однако, подчеркиваю, ни книга Ирванца, ни его высказывания не вызвали в украинских СМИ никакого шума.
Если в произведении луганчанина основные бои разворачиваются именно в Луганской области — под Родаково, Алчевском и т. д., а на помощь им пытаются прийти дончане, то в не менее печальной книге дончанина Березина основные действия разворачиваются именно в Донецке, куда идет танковое подкрепление из Луганской области (заметьте, не российское, а украинское!). Согласно этой книге в 2010 г. при молчаливой поддержке Запада турецкие подразделения высаживают в Донецке и начинают там резню мирных жителей. Несмотря на молчание «оранжевых» («или какие там сейчас?» — вопрошает персонаж книги), командир танкового батальона идет на помощь дончанам по трассе Луганск— Донецк. Затем донецкий писатель со знанием дела описывает отдельные боевые операции в хорошо знакомом ему городе: думаю, многие жители Донецка будут с ужасом узнавать привычные места и топонимы. А представьте, что чувствует житель Нью-Йорка, в каждом фильме глядя, как на его родные дома падают инопланетяне, метеориты, цунами и Брюс Уиллис?
По Березину, несмотря на вялую реакцию официальных Киева и Москвы, украинские разрозненные силы начинают сопротивление. При этом, конечно же, официальная пропаганда Киева пытается это сопротивление представить в виде «российской агрессии», несмотря на бездействие России. Опять-таки «критики» даже не удосужились заглянуть в книгу, которая на самом деле описывает вооруженные столкновения украинских военных с турками, а вовсе не с россиянами!
Березин пишет скорее не о войне, а описывает боевые качества боевой техники, находящейся на вооружении Украины, Турции, НАТО, России и т. д. Он в этом — признанный дока. И фанаты его книг — это именно фанаты военной техники.
Недавно он издал книгу «Развалинами Пентагона удовлетворен!» Из названия примерно понятно, о чем книга. И кто-то слышал возмущение американских СМИ по поводу ее появления? Как вы думаете, почему? Не потому ли, что Голливуд ежемесячно штампует десятки фильмов, в которых бравый американский спецназ воюет то с Ираком, то с Вьетнамом, то с Россией, то со всем миром. Не обходит Голливуд и Украину, из которой периодически под носом у пьяных охранников увозят ядерные ракеты или еще какую-нибудь военную технику. Но никто ведь не поднимает вокруг этого пропагандистскую шумиху, какую подняли в Украине вокруг нескольких книг!
Так же, как никто в России почему-то не рвет на себе волосы из-за появления немалого количества российских книг того же жанра, в которых описывается и развал российского государства в результате тех или иных катаклизмов и войн. Например, в довольно популярной (в определенных слоях) книге «Мародер», подписанной псевдонимом Беркем Аль-Атоми, описывается полный распад России. Или почитайте «баклужинский» цикл сатирических романов Евгения Лукина, который пытается в стиле «Истории одного города» поведать о борьбе попавшей под НАТО «баклужинской демократии» против «православного социалистического» Лыцка.
Так что успокойтесь, господа «писатели, а не читатели», не только украинцы так об Украине пишут, но и россияне — о России. И не делают из этого трагедии.