Как известно, Дьявол придумал три вещи – плацкартные вагоны, набор «Т9» и коррупцию. Если с первыми двумя ничего нельзя поделать, как с герпесом, то с коррупцией можно и нужно бороться, низводя вред от нее, хотя бы до уровня плацкартных вагонов.
Давайте сначала определимся с терминами. Коррупция – это коммерческая сделка по оказанию/неоказанию услуги, оплаченной обществом (поставьте здесь галочку, я потом объясню - почему). Это особенно важно, что услуга предоплачена обществом – и вами, в том числе. То есть, за прилавком коррупции всегда должен развеваться государственный флаг и звучать национальный гимн. Поэтому, если наемный исполнительный директор лихо пипчит акционеров, заключая заведомо невыгодные для компании договора с откатами – это не коррупция, это честное наебалово, а потом – вывоз в лес, «полный денег кейс» (с) Кул Бифо.
Коррупция существует везде и всегда, от Биг-Бума, однако занимает свои ярусы биосферы в зависимости от социального устройства общества. Большой зарплатой чиновников коррупция не ликвидируется, потому что зарплата обладает серьезной релятивностью. Я не могу сейчас ноучно аргументировать цифрами, бо лень искать данные, но моральная амортизация любой зарплаты в сознании коррупционера занимает время, примерно равное моральному старению мобильного телефона или «серой» бытовой техники.
Я лично знал охранника корпоративной стоянки, который в 1994 году работая сутки-трое, за сон в будке получал сто двадцать долларов в месяц – о май гад! Мой отец учителем в школе зарабатывал просто двадцать! И через три месяца начал сливать бензин из баков машин фирмы. Потомушо замаячила своя машина – а ведь когда-то устроился, чтобы заработать на кроссовки для сына-школьника.