"Железный нарком"
Немногие исторические деятели дали свое имя целой эпохе. Николай Ежов - из их числа.
Историки считают Николая Ежова не организатором, а исполнителем
Придворные перья называли его "железным наркомом" и "сталинским батыром", а жертвы - "кровавым карликом" (рост Ежова составлял 154 см).
В отличие от Ягоды и Берии, Ежов не был профессиональным чекистом, а пришел в "органы" с партийной работы.
"Я не знаю более идеального исполнителя, чем Ежов, - говорил его бывший начальник в ЦК ВКП (б) Иван Москвин. - Поручив ему что-нибудь, можно не проверять и быть уверенным - он все сделает. У Ежова есть только один, правда, существенный, недостаток: он не умеет останавливаться".
"Очень многие считали, что зло исходит от маленького человека, которого звали "сталинским наркомом", - писал Илья Эренбург. - На самом деле все было наоборот. Конечно, Ежов старался, но дело не в нем".
Как свидетельствуют многочисленные документы, Ежов действительно был лишь исполнителем. В 1937-1938 годах Сталин подписал 383 списка на "санкции первой категории", содержавших около 44 тысячи фамилий. Только за один день 12 декабря 1938 г. Сталин и Молотов послали на смерть 3167 человек.
Как писал в своих воспоминаниях Никита Хрущев, Ежов "понимал, что Сталин им пользуется как дубинкой, и заливал свою совесть водкой".
9 декабря 1938 года Ежов был снят с поста наркома внутренних дел, 10 апреля 1939 года арестован и 4 февраля 1940 года расстрелян.
Факт казни Ежова не афишировался, а в народе с подачи его бывших подчиненных распространялись слухи, будто он повесился или впал в буйное помешательство.