Кстати в тему, почти официально:
Новости. Монетизация и мораторий на создание новых льгот - это путь к упорядочению системы действия льгот в Украине. Игорь Шурма
Официальный сайт Харьковской областной государственной администрации, 20.05.2011.
«Украинское общество стало заложником непрофинансированных льгот. Сегодня 10 законов Украины определяют право на получение льгот. Согласно им в Украине существуют 86 категорий льготников. Человек получает льготу, пользуется ею, а тот, кто предоставляет услугу на льготных условиях, не получает сегодня компенсацию за это. Получается так, что цена льготы - это бремя для предприятий и учреждений. Например, ХКП «Горэлектротранс» перевозит льготников, а размер компенсации за их перевозку составляет только 20-25% от потребности», - отметил сегодня заместитель председателя Харьковской облгосадминистрации Игорь Шурма.
По его словам, в области 742 тыс. граждан имеют право на бесплатный проезд в транспорте. «На компенсацию льготного проезда на область из госбюджета выделяется 66 млн.грн. в год, а это значит, что на каждого льготника выделяется 90 грн. в год, а это примерно 18 поездок. Разделить эти средства между транспортными предприятиями очень сложно: кто-то перевозит больше льготников, кто-то меньше. И поверит ли директор предприятия в то, что он за год только 18 раз возит льготника», - отметил Игорь Шурма.
Он также подчеркнул, что наиболее оправданным усовершенствованием системы предоставления льгот является наложение моратория на создание новых льгот и постепенный переход к адресным денежным выплатам льготным категориям граждан с учетом их доходов. «Это означает, что статьи тех 10 законов Украины, гарантирующих право бесплатно проезда, следует дополнить следующими словами: «по нормам и в порядке, установленном Кабинетом министров». Необходимо внедрить градацию размера льготы в зависимости от уровня доходов граждан, имеющих право на льготный проезд, а за Кабинетом министров нужно закрепить право устанавливать нормы и порядок использования льгот, и утверждать их после обсуждения в обществе», - отметил Игорь Шурма.
А теперь вдумайтесь!!! Государство финансирует
90 гривен на каждого льготника в год(!!!!!!!), не в месяц! То есть это 60 поездок в троллейбусе или в трамвае или по 5 (пять!!!!) поездок в месяц. Остальное - за счёт перевозчика.
Теперь главное. Ежу понятно, что эту более чем скудную сумму на всех перевозчиков не размажешь. Ни для кого не секрет, что основными перевозчиками халявы являются трамваи и троллейбусы, а также метрополитен. Но если у метрополитена своя монопольная ниша в транспортном потоке, то трамваям и троллейбусам не позавидуешь. Эти вот три вид транспорта и подпитываются за счёт бюджета, но в мизерных по сравнению с реально понесенными затратами размерах.
Электрички, поскольку находятся под крышей УЗ, перекрывают свои убытки за счёт грузовых ж/д перевозок. Автобусникам же вообще никто не даёт ни копейки. Это им за то, что они мало мальски научились отстаивать свои права, что вызывает благородный гнев некоторых форумчан.
Фактически за бесплатный проезд льготы платят все остальные, при чём у всех остальных об этом никто не спрашивал. Мы имеем более дорогой проезд, худший сервис, мы имеем раздолбанный в хлам подвижной состав, и маргинальных личностей за рулём.
Помниццо, в 1990-е годы в газетах была любимая тема равнять зарплаты уважаемых людей с зарплатой водителя троллейбуса (есссссссно московского). А сегодня, согласитесь, профессия водителя троллейбуса и трамвая мягко говоря не самая престижная.
И ещё меня крайне интересует то, как распределяется эта льгота. Пенсионеры, проживающие в сельской местности и в маленьких городках в силу понятных причин её лишены, а это большая половина всех пенсионеров. Люди старше 80, и редко выходящие из дому, тоже. То есть катаются в основном РАБОТАЮЩИЕ пенсионеры, и катаются они зачастую не по личным делам, а по делам своего работодателя. ИМХО, это не справедливо.